О выставке Шмыгина

Адвоинженер: литературный дневник

Каменные плиты, на которых, согласно Библии, были начертаны Десять заповедей[, это скрижали Завета, данные Богом Моисею на горе Синай. Впоследствии Моисей по Божьему велению высек из камня новые скрижали и поднялся с ними на гору второй раз, где получает ещё много указаний, в частности, детальное описание как и из чего надлежит сделать Ковчег Завета, в котором потом надлежит хранить скрижали. Изображение Скрижалей Завета стало излюбленным еврейским символом; его помещают над ковчегом со свитками Торы в синагоге; на нём обычно пишут первые десять букв еврейского алфавита или первые слова Десяти заповедей.Традиционно в искусстве текст на скрижалях изображают еврейским квадратным письмом или же более ранним самаритянским письмом (извод арамейского письма, ещё сохранивший угловатые начертания знаков для письма по твёрдому материалу). Поэтому Шмыгинские картины - это криптография. Мы видим другие знаки, а не тот текст, что скрыт, зашифрован под ними, и поэтому у этих картин принципиально отсутствует перспектива. Есть материя, лепнина, толщина, но нет перспективы Джотто. Глубина наружу
Думаю, смысл эйдоглифов-скрижалей раскрывается через Шмыгинские Маргиналии. Там ключ к шифру Важно,что это картины без изображения - фактура, в которой пребывает заветное слово, выражаемая последовательностью символов. Часть стены разрушенного Храма, свиток Торы, глиняная табличка, сохранившие следы и узоры физического времени. Ковчег. Поэтому его перспектива не имеет пространственного разрешения, только временное, которое создается за счет плотных слоев краски, накладываемых один на другой. Раз за разом художник уплотняет, сгоняет время в материал. Поэтому он не против, а наоборот, выступает за смотрение осязанием. Трогайте, прикасайтесь, ощутите плотность, сбитость вечности



Другие статьи в литературном дневнике: