Время. Куда оно идёт?

Горкинн: литературный дневник

Из цикла- Что было, что будет.
Представление о времени в иудаизме выстраивается как соединение двух концепций; идеи цикличного времени и времени линейного, движущегося к заданной цели.
Будущее предстает качественно отличным от прошлого, являясь не столько его продолжением, сколько результатом. В действительности между обеими концепциями нет противоречий, ибо они представляют собой различные аспекты единого диалектического процесса, сочетанием линейного и циклического движения образуя движение по спирали.
Спиральное движение отличается от линейного и цикличного трехмерностью, подтверждая как сентенцию из книги "Коhелет" - "то, что было, то и будет", так и слова раби Нахмана из Браслава об "очень старом, которое также совершенно новое".


Хотя спираль - сложная геометрическая фигура, ее подобия широко распространены в живой природе – от молекул ДНК до виноградной лозы. В свое время некоторые исследователи полагали, что все живое стремится развиваться по спирали.


Такие "биологические" ассоциации не должны вызывать удивление - ведь это далеко не единственный пример глубинной связи иудаизма с миром природы, его формами и образами. Связь спиральной временной структуры с биологической системой не исчерпывается формальным внешним сходством, она более глубока и сущностна. Не только отдельный человек уподоблен дереву ("…ибо человек - дерево полевое…"; "Дварим" - "Второзаконие", 20:19). История народа также подобна ему, ибо "…как дни дерева, такими будут дни народа Моего…" (Йешаягу, 65:22).



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 27.05.2025. Время. Куда оно идёт?