***

Ирина Юрская: литературный дневник

В конце лета, 29 августа, православной церковью отмечается Третий - Нерукотворный Спас.
По преданию, Нерукотворный Спас – это святой Убрус, плат, на котором отобразился Лик Христа.
Нерукотворным изображением Спасителя исцелился больной проказой властитель Эдессы Авгарь, который, узнав о чудесах творимых Христом, послал к Нему живописца Анания с просьбой прибыть в Эдессу и исцелить его, или позволить Анании изобразить Свой Лик и принести в Эдессу. Но художнику не удалось нарисовать Сына Бога. Христос, наблюдая неудачу Анании, подозвал его. Вручив художнику письмо для князя с наставлениями к исцелению, Спаситель попросил принести Ему воду. Он омыл лицо и приложил к нему плат, на котором тотчас отпечатался божественный Лик. Это событие описал Иоанн Дамаскин в «Трех речах в защиту святых икон»: «Некто рассказывал историю: когда Авгарь, царь Едессы, отправил своего художника, дабы тот написал образ Господа, но тот был не в состоянии сделать это из-за лучезарного сияния лика Его. Тогда Господь положил верхнее платье на Свой божественный, животворящий лик и таким образом запечатлел его на платье и отправил изображение жаждущему Авгарю». Анания доставил святыню князю. А позже в Эдессу прибыл апостол Фаддей и Авгарь крестился вместе со всеми жителями города. После чудесного исцеления князя Нерукотворный образ Спасителя был помещен в нише над городскими воротами Эдессы. Через время святой Убрус был замурован, скрыт под черепицей и кладкой кирпичей, во избежание уничтожения его врагами христианства. В 545 г. персидский царь Хозрой I осадил Эдессу. Положение города казалось безнадежным. В это время епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел не только Нерукотворный Образ: на черепице, закрывавшей нишу, отпечаталось изображение Лика на Убрусе. После совершения горожанами крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.
В 944 году Константин Багрянородный пожелал перенести Нерукотворный Образ Спасителя и письмо, которое Он написал Авгарю, в Константинополь. 16 августа (по старому стилю) Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы. О последующей судьбе Нерукотворного Образа нет конкретных сведений. Христианские легенды гласят, что Нерукотворный Образ неоднократно оставлял отпечатки. Один из них - "На керамии", который отпечатался на черепице, другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию. День принесения святыни в Константинополь объявлен церковью праздником Нерукотворного Спаса. К празднованию Третьего Спаса, который в народе называют Спас на полотне, приурочены народные традиции завершающие лето: выпекание первого хлеба из муки нового урожая, выбеливание полотен, сотканных из нового льна, которые освящались святой водой, освящение поспевших к этому времени орехов. Поэтому Третий Спас стали называть и хлебным, и ореховым. С древних времён на Руси большое значение придаётся потреблению в начале осени свежих орехов, которые одаряют светлой силой Земли… О многом напоминает Третий Спас, но самое главное его напоминание - это явленное Господом чудо - святой Убрус…





Другие статьи в литературном дневнике:

  • 29.08.2013. ***
  • 28.08.2013. ***