Е. И. Рерих о подвиге. Творите Героев!

Ирина Юрская: литературный дневник

Выдержки из писем


12 января 1932 г.
Для подвига не нужно никаких чрезвычайных обстоятельств, подвиг может быть среди самых каждодневных занятий, ибо он прежде всего творится в духе, в сердце...


25 мая 1934 г.
Не обращали ли Вы внимание, что именно это слово (ПОДВИГ), полное такого глубокого значения, отсутствует во всех европейских языках? Не знамение ли это времени!


6 июля 1934 г.
Каждая страна имеет жемчужины, о которых полезно напоминать. Все героическое, все, что подымает сознание народа на подвиг духа, должно быть сейчас особенно отмечено...


11 июля 1934 г.
Именно, сейчас время призывать к Подвигу. Все страны Мира вовлечены в страшную борьбу, в которой победят лишь сильные духом... Каждая страна должна понять, что она может устоять, лишь пробудив в сознании лучших своих представителей неотложность борьбы с силами невежества, с силами разрушения. Карта будущего уже сложилась в Тонких Мирах, но многие облегчения могут еще быть внесены...


Вдохновитесь и пишите зажигательные статьи в защиту культуры духа, прославляйте героизм и подвиг. Как сказано в Учении, там, где понятие героя является чем-то смешным и даже неприличным, – там разложение... Завет Величайшего Духа (Христа), покидавшего нашу планету, своим остававшимся Братьям был: «Творите Героев!» Пришло Время, когда мы все должны стать героями и творить героев. Другого совета для человека, облеченного писательским талантом, у меня сейчас нет.



17 августа 1934 г.
«Духовность, Подвиг, Красота» – эта троица вмещает в себе все.



12 декабря 1934 г.
Приношение подвига требует кроме принятия Зова и великой работы над собою...
Как говорит Кришна в «Бхагавад Гите»: «Человек достигает совершенства, упорно выполняя свою дхарму (долг, карму)». Разве не велик подвиг – работа по самоусовершенствованию для благого воздействия на окружающих, и светлой готовности применить силы свои там, где явится возможность?



8 мая 1935 г.
Пришло время всем говорить о подвиге в жизни каждого дня. Высшее знание открывается лишь устремленному к жизненному подвигу. Никакие отказы от жизни, никакие погружения в изучение оккультных наук не дадут высшего озарения, нисходящего лишь к тому, кто сердце и душу свою отдал на служение Миру...



24 июня 1935 г.
Материальные затруднения на пути подвига не из самых трудных, хотя, конечно, темные очень любят бить по этому слабому у многих месту... Труднее борьба с темным сознанием людей. Человеческая природа бездонна, и тяжко чувствовать себя окруженными всякого рода предательствами, столь участившимися в НАШЕ ВРЕМЯ МАССОВОГО ОДЕРЖАНИЯ. Но все же самой тяжкой, самой упорной борьбой остается борьба со своими привычками и недостатками.


Путь Служения, путь Подвига очень, очень труден. Избравший этот путь должен быть готов на всякое самоотречение. Препятствия и трудности возрастают по мере продвижения его по Пути. Правда, он получает большее Знание, но в жизни Знание это приносит ему мало радости... Само знание это создает ему завистников и предателей. Ведь темнота окружающая потрясающа!


Тяжек путь подвига, и не может быть он облегчен, пока сознание человечества не получит сдвиг для новой ступени... Труден Путь Служения, и тем не менее те, кто получили возможность несения подвига в жизни, ни за какие сокровища мира не отдадут этого венца. Ибо ничто не может сравниться с теми духовными восхищениями, которые становятся уделом подвижника...


1 октября 1935 г.
Люди должны понять подвиг в жизни каждого дня. Жизнь бессмысленна без подвига. И как выразительно русское слово «подвиг». Ведь оно не имеет себе эквивалента в европейских языках. В этом слове передан весь смысл, все качество устремленного действия вперед - в будущее, в эволюцию!


7 декабря 1935 г.
Венец Архата достигается лишь в суровом напряжении подвига, лишь мощным непоколебимым устремлением сердца, слезами страданий, на протяжении многих и многих жизней. Сердце Архата должно познать все радости, но и все страдания, все горе земного пути, испить полную чашу яда. Истинно, труден путь восхождения, и особенно на последних ступенях... Но для устремленного духа уготовлены поручни, и в последнюю минуту изнеможения, перед срывом, заботливая Рука подопрет спину...


25 января 1938 г.
Задача в том, чтобы устремить сознание людей к новым подходам, к новому горизонту, к будущему с его новыми открытиями... Хотелось бы еще сильнее подчеркнуть, что путь самоотверженного жизненного подвига и будет приобщением к познанию тайн природы, которые, прежде всего, заключены в самом человеке, как синтезе всех ее царств. Это познание неминуемо приведет к новому отношению ко всему строю жизни, ко всему бытию. И заветы всех Учений Жизни, или Живой Этики, обретут свою нерушимую ценность.


5 июля 1938 г.
Мало кто задумывается над ужасным моральным состоянием человечества, и сколько имеется людей, добрых и милых, но которые совершенно не в состоянии принять на себя ношу действенного подвига или даже хотя бы помочь такому подвигу. Страх, боязнь показаться смешными парализуют лучшие намерения их...


24 февраля 1939 г.
Радость есть особая мудрость, и обрести ее можно лишь в подвиге, ведущем нас ступень за ступенью все к большему познанию и большему счастью.


16 августа 1944 г.
Открытие сердца, жалость и сострадание к людям есть путь Великого Служения человечеству, путь Подвига.


12 декабря 1944 г.
«Отдача себя на Волю Бога» эзотерически означает готовность к служению и подвигу с полным осознанием опасностей, сопряженных с таким служением... Когда такая готовность назрела в духе, то она приходит естественно и свободно.


14 мая 1945 г.
Только освободившись от чувства обиды, можно нести свой подвиг на благо неблагодарного человечества.


8 июня 1948 г.
Сим­во­лом подви­га бы­ло все­гда не­се­ние Кре­с­та или ис­пи­тие Ча­ши яда. Так­же не мо­жет по­двиг ока­зать­ся «без­ре­зуль­тат­ным», ибо по­двиг со­вер­ша­ет­ся в си­лу ко­с­ми­че­с­кой не­об­хо­ди­мо­с­ти и ре­зуль­та­ты его из­ме­ря­ют­ся ме­ра­ми над­зем­ны­ми.



* * *


1879 год - 1955 год. Русский мистик, урождённая дворянка Е.И. Шапошникова, с 1901 года – жена художника Н.К. Рериха. Супруги Рерихи занимались изучением спиритизма, культур Индии и Тибета, в том числе их интересовала легенда о Шамбале. С 1920 года Елена Рерих и Николай Рерих вступают в Лондоне в Теософическое общество Елены Блаватской. С 1924 года Елена Рерих начинает записывать 14 книг Агни-Йоги, представлющих комбинаторику из каббалы, герметизма, гностицизма, христианства, теософии, йоги и т.п.



Если каких-либо данных ей не хватало, она, обладая ясновидением и яснослышанием, получала их в виде откровений, ниспосылаемых от махатм Шамбалы. «Придётся встретиться с людьми, которые будут смеяться при каждом непонятном для них слове. Их воспринимательный аппарат покрыт мозолями невежества. Например, если им сказать - Шамбала, они примут это реальное понятие за фетиш суеверия. Не так поступили Маркс и Ленин. Уже говорил, что наши представители посетили Маркса в Лондоне и Ленина в Швейцарии. Явно было произнесено слово Шамбала. Разновременно, но одинаково оба вождя спросили: «Какие признаки времени Шамбалы?» Отвечено было: «Век истины и мировой общины». Оба вождя одинаково сказали: «Пусть скорее наступит Шамбала». (Это не подтверждается историками - Прим. И.Л. Викентьева).
Словами вождей измеряем наследников. Не можем включать в марксизм и ленинизм узость невежества. Если невежда дерзнет называть себя марксистом или ленинистом, сурово скажите ему - явное предательство основ общины». Рерих Е.И., Агни-Йога. Россия настоящая и будущая, Рига, «Виеда», 1991 г., с. 25.



«13 июня 1926 года в Кремле состоялся церемониал вручения наркому иностранных дел СССР Г.В. Чичерину послания Гималайских Махатм следующего содержания: «На Гималаях Мы знаем совершаемое Вами. Вы упразднили церковь, ставшую рассадником лжи и суеверий. Вы уничтожили мещанство, ставшее рассадником предрассудков. Вы разрушили тюрьму воспитания. Вы уничтожили семью лицемерия. Вы сожгли войско рабов. Вы раздавили пауков наживы. Вы закрыли ворота ночных притонов. Вы избавили землю от предателей денежных. Вы признали, что религия есть учение всеобъемлемости материи. Вы признали ничтожность личной собственности. Вы угадали эволюцию общины. Вы указали на значение познания. Вы преклонились перед Красотой. Вы принесли детям мощь Космоса и открыли окна дворцов. Вы увидели неотложность построения домов Общего Блага! Мы признали своевременность Вашего движения и посылаем Вам всю нашу помощь, утверждая Единение Азии! Знаем многие построения в годах 28-31-36. Привет Вам, ищущим Общего Блага!»



Николай Константинович также передал Чичерину от имени Махатм ларец со священной для индийцев гималайской землей. «На могилу брата нашего Махатмы Ленина» - так сказано в послании». Рерих Е.И., Агни-Йога. Россия настоящая и будущая, Рига, «Виеда», 1991 г., с. 5.



С 1928 года супруги Рерихи создают институт Гималайских исследований, «Урусвати», что означает «Свет утренней зари». Елена Ивановна Рерих - почётный Президент-основатель института. «Урусвати» - сакральное имя самой Е.И. Рерих, как она сама считала, данное ей Махатмами - духовными учителями человечества.



Великие Махатмы назвали её Матерью Агнии-Йоги.



Образцы её комбинаторики из различных понятий: «Когда дух может стремиться к пониманию сущности Бытия, то можно указать на стремительность творчества Нашего Братства. Когда Мы стремимся к утверждению равновесия, то Мы указываем на Космический Магнит. Не там, где власть утверждается, не там строится первенство; не там, где утверждённая власть создаёт свои русла, но там, где собраны силы для эволюции; не там, где устремление направлено к самости, но там, где создаются творческие ступени во имя Общего Блага. Так человечество создаёт свою карму. Только сознание, устремлённое к Космическому Магниту, может понять силу происходящего переворота. Только важное время может напрячь силы, потому во всем Космосе напряжение и в наивысшем напряжении куётся щит будущего. Потому момент переустройства притягивает новые возможности. Когда устремление ведёт к Космическому Магниту, то направление духа насыщается огнём. Сколько так называемых блуждающих устремлений творят губительную карму! Когда дух, вместо русла, направленного Магнитом, разбивает свою карму на части, направленные в различные сферы, тогда дух этот должен пройти многие ступени. Когда направление идёт с Космическим Магнитом, то устремление идёт ступенями эволюции. Так народы, идущие с Космическим Магнитом, приближаются к высшему устремлению». Рерих Е.И., Агни-Йога. Россия настоящая и будущая, Рига, «Виеда», 1991 г., с. 28.



«Итак, вдохновитесь и пишите зажигательные статьи в защиту культуры духа, прославляйте героизм и подвиг! Как сказано в Учении, там, где понятие героя является чем-то смешным и даже неприличным, там разложение. По этому признаку можно судить о дряхлости нации. Завет Величайшего Духа, покидавшего нашу планету, своим оставшимся Братьям: «Творите героев!» Пришло время, когда мы все должны стать героями и творить героев». Рерих Е.И., Агни-Йога. Россия настоящая и будущая, Рига, «Виеда», 1991 г., с. 50-51. После смерти мужа, власти СССР неоднократно отказали Е.И. Рерих и её сыну во въездной визе. Её прах захоронен в ступе, обращённой к Канченджунге - её любимой гималайской вершине.



Источник: https://vikent.ru/author/3010/




Другие статьи в литературном дневнике: