Фрагмент Евангелия от Никодима

Ирина Юрская: литературный дневник

...Некий муж по имени Иосиф, который тайно шел от Аримафеи, города иудейского, взыскуя Царства Божия, не стерпев поношения и клеветы иудейской, обратился к Пилату и попросил тело Иисусово, и снял с креста, и обвил Его платом чистым, и положил Его в гробницу новую, в которой никто (еще) не был положен. XII


Иудеи же, услышав, что Иосиф тело (Иисуса) испросил и похоронил, искали его... Явился к ним Иосиф и сказал им: "Почему недовольны вы, что я просил у Пилата тело Иисусово? Смотрите: я положил Его в новой гробнице и обвил Его платом чистым, и привалил камень у двери гробницы. Вы же зло сделали праведнику и не раскаялись, распяв Его, и копьем пронзили Его".


Услышав это, иудеи взяли Иосифа и приказали охранять его, пока не минет суббота, так как суббота была (тогда). И сказали ему: "Знай - обычай не позволяет ничего делать с тобой, пока не настанет рассвет. Мы знаем, что погребения ты не удостоишься, разве что дадим плоть твою птицам небесным и зверям земным".


(Иосиф же отвечал): "Эти слова подошли бы Голиафу гордому, который хулил Бога живого и святого Давида {14}. Ведь знаете, что Бог сказал устами пророка: "Мне отмщение, Я воздам". И с открытым сердцем омыл руки свои пред солнцем тот, кто сказал, и ныне Пилат, не обрезанный плотью, но обрезанный сердцем {15}, омыл руки свои перед солнцем, сказав: "Чист я от крови этого человека, вы видите". И вы в ответ (ему) сказали: "Кровь Его на нас и на отроках наших". И ныне боюсь, что постигнет нас гнев Господень или участь наша: вы так сказали и погибнете навек".


Иудеи же, услышав эти слова, разгневались сильно в уме (своем) и, схватив Иосифа, заключили его в темницу, где не было (даже) оконца. И заперли на засов двери темницы, и стражей поставили Анна и Каиафа. И совет держали священники и левиты, чтобы собраться всем после дня субботнего и решить, какой смерти предать Иосифа. Когда же собрались все вместе, приказали Анна и Каиафа привести Иосифа. Они же, видя, что затворы целы, открыли запертые двери и не нашли Иосифа. Увидев это, устрашились, ибо нашли темницу затворенной, Иосифа же не нашли. И ушли Анна и Каиафа. XIII


И все дивились этому. И тут вошел в собрание некий воин, из тех, что охраняли гробницу Иисуса, и сказал: "Когда мы стерегли гробницу, содрогнулась земля и мы увидели, что ангел Божий отвалил камень могильный и сидел на нем, и вид его был как молния, и ризы его как снег, и от страха перед ним были мы как мертвые {16}. Мы слышали, как ангел говорил женщинам, которые пришли к гробнице Иисуса: "Не бойтесь! Я знаю, что ищете Иисуса, который был на кресте распят, - Он воскрес, как и было прежде сказано. Войдите и узрите место, где (Он) был положен, и отправляйтесь немедля возвестить ученикам Его, что воскрес из мертвых и ожидает вас в Галилее. Там Его увидите, как (Он) сказал вам".


И созвали иудеи всех воинов, что охраняли гробницу Иисуса, и сказали: "Кто эти женщины, с которыми говорил ангел? Почему вы не схватили их?"


Воины, отвечая, сказали: "Не знаем мы этих женщин, (да) и мы как мертвые сделались от страха перед ангелом - как могли мы схватить этих женщин?"


Иудеи же сказали: "Жив Господь (Бог), и мы не верим вам!"


И отвечали иудеям воины: "Вы видели и слышали Иисуса, творившего столь великие чудеса, и в них не верили - как поверите нам? Хорошо сказали, что жив Господь! Воистину жив Господь, которого вы на кресте распяли. И мы слышали, что Иосифа, который предал земле тело Иисусово, вы заточили в темнице и двери засовами запечатали, и, открыв, не нашли (его), хотя целы были засовы. Дайте Иосифа, которого вы заточили в темницу, а мы дадим Иисуса, которого охраняли в гробнице".


И отвечали иудеи: "Иосифа мы дадим, дайте вы Иисуса; Иосиф в городе своем, в Аримафее".


И отвечали воины: "Если Иосиф в Аримфее, то Иисус - в Галилее, как слышали мы от ангела, говорившего женщинам, которые пришли к гробнице Иисусовой".


Услышав это, иудеи убоялись и сказали себе: "Когда услышаны будут эти слова, все уверуют в Иисуса". И собрав серебра много, дали воинам со словами: "Скажите таю когда мы спали, ночью пришли ученики Иисуса и украли (тело) Его. Если же об этом услышат у Пилата-игемона, мы вас оправдаем и печали вам не причиним".


Воины же, приняв мзду, сказали так, как научили их евреи, и слова их распространились среди всех {17}.


XIV


И один священник по имени Финей, и Ада учитель, и Аггей-левит - эти трое из Галилеи пришли в Иерусалим и сказали первосвященникам и всем в собраниях (иудейских). "Мы видели, как Иисус, которого вы повесили на кресте, беседовал с одиннадцатью апостолами Своими. Сидели они на горе Масличной, и сказал (Он) им: "Странствуя по всему миру, проповедуйте людям, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа; тот, кто уверует (и) крестится, будет спасен". И когда сказал (Он) это ученикам Своим, увидели мы, как Он ввысь вознесся на небо".


Услышав это, первосвященники, и старейшины, и левиты сказали тем мужам: "Восславьте Бога Израиля и перед Ним признайте истину того, что видели и слышали".


Отвечая, сказали (они): "Жив Господь Бог отцов наших - Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, - слышали мы, как Иисус говорил с учениками Своими, и видели, как Он ввысь вознесся на небо, и истину говорим!"


Сказали им евреи: "Молчите и не говорите об этом".


И отвечали трое мужей: "Если умолчим о словах, которые слышали от Иисуса, о том, что видели, как Он ввысь вознесся на небо, - грех нам будет".


Вскочили первосвященники и законники и заклинали (их) словами: "Не говорите же никому больше эти слова о Христе, что нам сказали". И умолили их, и дали им мзду великую. И послали с ними трех мужей проводить их в их землю, чтобы никак не остались они в Иерусалиме.


И собрались все иудеи и восклицали между собой голосом громким: "Какое же знамение свершилось в Израиле?" Анна и Каиафа сказали, успокаивая их: "Как верить воинам, что охраняли гробницу Иисуса? Они нам говорили, будто ангел камень отвалил от гробницы. Это сказали им ученики (Иисуса) и дали им дары многие, чтобы (они) об этом поведали, а сами взяли тело Иисусово. Знайте, что нельзя верить чужеземцам, ни единому их слову, ибо и от нас они приняли серебро в изобилии и потом возвещали всем то, чему их научили. Нам ли вы верите или ученикам Иисусовым?" XV


Никодим же, встав, сказал: "Правильно говорите, сыны Израиля. Вы слышали все, что сказали те трое мужей. Присягнув законом Господним, сказали они: "Мы видели, как Иисус говорил с учениками Своими на горе Масличной, и видели, как (Он) ввысь вознесся на небо". И Писание нас учит, как вознесся блаженный пророк Илия. И спросили Елисея сыны пророков: "Где отец наш Илия?" (Он) сказал им, что взят на небо. И сказали ему сыны пророков: "А если Дух его взял и посадил его на горе Израиля? Выберем мужа, и (пусть) идут вокруг горы Израиля - может быть, найдем его". И упросили Елисея, и ходил с ними три дня, и не обрели его. И ныне послушайте меня, сыны Израиля, и пошлите мужа в горы Израиля - может быть, Дух взял Иисуса, может быть, найдем Его и раскаемся".


И понравился всем людям совет Никодима, и послали мужа, и, поискав, не нашли Иисуса, возвратились назад (и сказали): "Когда ходили мы вокруг, не обрели Иисуса, обрели только Иосифа в его городе Аримафее"...


Услышав об этом, старейшины и все люди возвеселились и прославили Бога Израиля, ибо нашли Иосифа, которого заключили в темницу и, придя, не обрели (его). И созвав большое собрание, сказали первосвященникам: "Каким образом можем привести к нам Иосифа и говорить с ним?"


И взяв лист папируса, написали Иосифу: "Мир тебе и тем, кто с тобой - всем мир! Мы знаем, что согрешили против Бога и против тебя. Поэтому благоволи прийти к отцам твоим, и подивимся все выходу твоему (из темницы). Знаем, что злой замысел имели против тебя, Господь же принял тебя и избавил от злого замысла нашего. Мир тебе, Иосиф, почитаемый всем народом".


И избрали семерых мужей - друзей Иосифа, и сказали им: "Когда придете к Иосифу, с миром целуйте (его), вручая письмо".


Пришли мужи к Иосифу, целовали его... А на другой день Иосиф, воссев на осла своего, пошел с ними и пришел в Иерусалим.


И услышав (об этом), все евреи вышли навстречу, взывая: "Мир вступлению твоему, отче Иосиф!"


Иосиф же отвечал: "Мир всему народу!"


И целовали Иосифа все, и принял его Никодим в дом свой, устроив прием великий.


А на другой день, в пятницу, Анна, и Каиафа, (и) Никодим сказали Иосифу: "Дай признание Богу Израиля, поведай нам все, о чем будешь спрошен. Ибо пребываем в печали оттого, что погреб (ты) тело Иисусово, и заточив (тебя) в темницу, не обрели тело и сильно дивились (тому) до тех пор, пока не приняли тебя. Перед Богом поведай нам все, что случилось с тобой!"


И отвечал Иосиф: "Когда заточили меня в пятницу вечером стоял я на молитве в канун субботы, и разверзлась темница с четырех углов, и увидел я Иисуса, будто молнии свет, и от страха пал на землю. И взяв меня за руку, поднял (Он) меня от земли, и влага водная оросила меня. И утерев лицо мое, лобызал (Он) меня и сказал: "Не бойся! Посмотри на Меня и узри, кто Я!" И посмотрел я и сказал: "Учитель Илия". И сказал (Он) мне: "Я - не Илия, но Я - Иисус, чье тело положил ты в гробнице".
И сказал я Ему: "Покажи мне гробницу, где положил я Тебя". И взяв меня за руку, привел на место, где положил я Его, и показал мне плат, которым обвил я Его голову; тогда постиг я, что это Иисус, и молился Ему, и сказал: "Благословен грядущий во имя Господне!" И держа меня за руку, привел меня в Аримафею, в дом мой, и сказал мне: "Мир тебе! Пока не минет сорок дней, не уходи из хором своих. Я же иду к Моим ученикам"". XVI


Услышав все это, изумились первосвященники и другие законники и левиты, и были как мертвые, пали на лица свои на землю и восклицали между собой: "Что значит это знамение, сотворенное в Иерусалиме? (Ведь) знаем отца и Матерь Иисуса".



Тогда все евреи сказали: "Пошлем за теми тремя мужами, которые говорят, что видели Его с учениками Своими на горе Масличной".


Когда же сделали это, (они) пришли, и были спрошены, и отвечали единогласно: "Жив Господь Бог Израиля! Мы видели Иисуса с учениками Своими и ясно (видели, как Он) вознесся на небо".


Тогда Анна и Каиафа разлучили их друг от друга и спрашивали по одному, и (они) единодушно сказали; что ясно видели Иисуса возносящимся ввысь, на небо. Тогда сказали Анна и Каиафа: "Закон наш таков: в устах двух или трех свидетелей всякое слово верно. Ведь говорим мы, что Енох {18} блаженный был возлюблен Богом и взят (на небо) Словом Божиим, и тело блаженного Моисея {19} не нашли, (и) смерть Илии-пророка {20} не была явлена. Иисус был предан Пилату, был бит и оплеван, тернием венчан и пронзен копьем, и на древе распят, и мертв был, и тело Его честной отец Иосиф положил в гробнице новой. И говорят, что видели Его с учениками Своими на горе Масличной и возносящимся на небо (видели Его)!"


XVII {21}


Встал Иосиф и сказал Анне и Каиафе: "Воистину достойно удивления то, что вы услышали, - как видели Иисуса живым, восставшим из мертвых и возносящимся на небо. Но еще более удивительно, что и других воскресил Он из гроба, и в Иерусалиме их многие видели. И сейчас послушайте меня! Ведь все мы знаем великого законника, блаженного Симеона {22}, который принял отрока Иисуса своими руками. у этого Симеона было два сына, которые умерли, и все мы были при кончине их и погребении. Придите и посмотрите: гробницы их раскрыты, ибо они воскресли. И сейчас живут они вместе в городе Аримафее, (пребывая) в молитвах. Живы они, и идет молва, что ни с кем они не говорят, но только молчат, как мертвые. Придем же к ним со всем почтением, смирением и кротостью, и приведем их к нам, и заклянем их (Богом) рассказать нам о воскресении, не сокрыв никаких тайн".


И пошли Анна и Каиафа, Никодим и Иосиф, и Гамалиил, и не наши их погребенными, но придя в город Аримафею, там обрели их преклонивших колени в молитве. И облобызав их со всем благословением и почтением, привели в Иерусалим в собрание. И когда затворили двери, взяли (свиток) Закона Господня и вложили им в руки, сказав: "Заклинаем вас Богом Адонаем, Богом Израиля, Который свидетельствует через закон и пророков, Который говорил с отцами нашими: если веруете, что есть Тот, Кто вас из мертвых воскресил, - поведайте нам, как воскресли из мертвых".


Услышав эту клятву, затрепетали телом Харин и Лентий {23}, пришли в смятение и вздохнули сердцем; подняв глаза к небу, сотворили (крестное) знамение Христово на уста свои, и как бы тайно говорили, и сказали: "Дайте каждому из нас листы папируса, и напишем о том, что видели и слышали". И дали им. Сели они отдельно друг от друга и написали такие слова: XVIII


"Иисус Христос - мертвых Воскресение и жизнь (вечная) - повелел нам поведать тайны после крестной смерти Его, как Он заклинал нас. Он завещал рабам Своим не раскрывать никому Божества Своего силу неведомую, которая в аду преисподнем. Когда со всеми отцами нашими мы были заключены в глубине преисподней, во тьме кромешной внезапно сотворилось золотое сияние солнца пресветлого, облеченного в пурпур, и озарил нас царственный свет, пробудивший род человеческий. (Тогда) Адам и все праотцы и пророки, возвеселившись, сказали: "Это от Света Вышнего - Свет Вечный, (это) Сын, Который завещал послать нам равновечный Свой Свет".


И так возгласил пророк Исайя: "Это Свет Отца, Сын Божий - как прежде сказал я, когда жил на земле: "Земля Завулонова и земля Неффалимова, страна Заиорданская, страна Галилейская, люди, во тьме ходящие, увидят Свет великий; живущие в стране мрака Свет воссияет вам". И ныне Свет пришел и озарил нас, в смерти сидящих".


И когда мы радовались о Свете, который воссиял нам, пришел отец наш Симеон и, радуясь, сказал всем: "Восславьте Господа Иисуса Христа, Сына Божия, ибо я принял Его во храме на руки свои - Отрока, рожденного от Девы - и, побуждаемый Духом Святым, поведал Ему: "Ныне видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал перед лицом всех людей, свет в откровение народам и во славу людей Твоих в Израиле".


Услышав это, дивясь, возрадовалось все собрание. И потом пришел (Иоанн) Креститель, на отшельника похожий, и спросили его все: "Кто ты?" Он же, отвечая, сказал: "Я - пророк Вышнего, предваривший пришествие Его во оставление грехов. И видел я, как пришел Он ко мне, (и) побуждаемый Духом Святым, поведал я: "Это идет Агнец Божий, принявший грехи всего мира". И крестил я Его в реке Иорданской. И видел я Духа Святого, на Него нисходящего в образе голубином, и слышал с неба голос, говорящий: "Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение". И ныне перед лицом Его (пришел я) возвестить вам, что приблизился Сын Божий от Вышнего, чтобы в вышнем {24} (мире) поселить нас, издавна сидящих во тьме и сени смертной".


XIX


Когда же это услышал первозданный отец наш Адам - как в Иордане крестился (Христос) - возопил (он) к своему сыну Сифу: "Поведай сынам своим, пророкам и праотцам все, что слышал от Михаила-первоархангела, когда послал я тебя к райским вратам, чтобы просил ты у Господа послать тебе ангела Своего, чтобы дал он тебе масла от древа милости {24}, помазать тело мое, когда я был немощен".


Тогда сказал Сиф, приблизившись к святым пророкам: "Когда я, Сиф, молил Господа у врат райских, затворил их Михаил, архангел Господень, и явился мне ангел, сказавший: "Я послан от Господа, я поставлен над телом отца твоего. Поэтому говорю тебе, Сиф: не трудись со слезами, молясь и прося масла от древа милости, помазать отца твоего Адама от болезни тела его. Ибо по некому закону ты можешь получить его только в последние времена, когда исполнится (от сотворения мира) 5555 лет. Тогда придет на землю возлюбленный Сын Божий Христос сотворить воскресение телу Адама и оживить мертвых. И придет Он к реке Иорданской креститься, и когда выйдет из воды иорданской, тогда елеем милости Своей помажет всех верующих в Него, и будет елей милости для рождения от воды Духа в жизнь вечную. Тогда, сойдя на землю, возлюбленный Сын Божий Христос введет отца твоего в рай к древу милости".


Когда услышали это от Сифа все праотцы и пророки, возвеселились радостью великою. XX


И когда радовались все святые, пришел главный царь смерти, диавол, и сказал Аду: "Приготовься принять Иисуса, который славится (как) Сын Божий...".


И отвечал Ад главному Сатане: "Владыка столь могучий - как может быть человеком, боящимся смерти? Покорны мне все власти земные и все те, кого привел ты своею властью. Если ты могуч - как может этот человек, Иисус, боящийся смерти, власти твоей противиться? Если столь силен Он в человеческом естестве, то говорю тебе: воистину всемогущ (Он) в естестве Божественном, и никто не может противиться власти Его. Поэтому говорю тебе, что пленить (Он) хочет тебя, и горе тебе будет на вечные времена".


И отвечал Аду глава нечистой силы: "Противник Он мой и твой. Я подверг Его искушению, и старейшин еврейских заставил клеветать и гневаться на Него, заострил копье, чтобы Его пронзить, желчь и уксус смешал, чтобы дать пить Ему, и древо приготовил для распятия Его, и гвозди, чтобы пробить руки Его и ноги. И приблизилась смерть к Нему, чтобы привел я Его к тебе, покорного тебе и мне".


Ад, отвечая, сказал: "Тот ли Он, кто мертвых у меня отнял? Это те, кого я пленил, когда жили они на земле, и их у меня мертвыми отбирает силой Божией и к Богу Отцу Своему молитвой приводит. Ибо Он - Бог всемогущий и делает все, что хочет. Тот ли это Иисус, который словом Своим мертвых вывел от меня?"...


И Аду диавол сказал: "Истинно, это тот Иисус".


Услышав это, Ад сказал ему: "Заклинаю тебя силами твоими и моими - не приводи Его ко мне. Ибо еще тогда, когда услышал я заповедь слов Его, сотрясся я, пораженный ужасом, и все служители мои пришли в смятение... И если приведешь Его ко мне, то всех, которые здесь заключены в безнадежной темнице, связаны грехами уз неразрешимых, - разрешит (Он их) и в жизнь Божественного естества Своего приведет". XXI


Когда же говорили между собою Сатана и главный мучитель, раздался голос, грому подобный, и множества духов клич: "Уберите врата царей {26} ваших и воздвигните врата вечные, и войдет Царь славы!".


Услышав это, все множество святых голосом громким сказало Аду: "Распахни врата свои, и войдет Царь славы!"


И возопил пророк Давид: "Разве не поведал я вам, когда прежде жил на земле: "Исповедуйтесь Господу и милости Его, и чудеса Его (поведаются) сынам человеческим, ибо разрушил (Он) врата медные и затворы железные сокрушил; принял их от пути неправды их".


И потом сказал всем святым Исайя: "А разве я не поведал вам прежде, когда жил на земле: "Восстанут мертвые, и воскреснут те, кто в гробах, и возвеселятся на земле. Ибо роса,


которая от Бога, во исцеление им есть. Земля же нечестивых падет". И еще я сказал: "Где твое жало, смерть? Где твоя победа, Ад?"


Услышав это от Исайи, святые сказали Аду: "Распахни свои врата, ныне ты побежден и, изнемогая, утратишь власть свою".


И был голос, подобный грому: "Уберите врата царей ваших и воздвигните врата вечные, и войдет Царь славы".



И тотчас Царь славы, крепкий Господь силою Своей попрал смерть, и схватив диавола, связал (его), предал его муке вечной и увлек земного нашего отца Адама, и пророков, и всех святых, сущих (в аду), в Свое пресветлое сияние. XXIII


Тогда Ад и старейшины адские, к Сатане обращаясь, неистово возопили к нему: "Разве ты - начальник погибели и царь пустыни, Вельзевул, поруганный ангелами Божиими, - враг праведных? Зачем ты это сделал - пожелал Царя славы ко кресту пригвоздить? И думал, что Он умер, и ради корысти столь много обещал сотворить, власти никакой не имея, что нас неразумными сделал. Смотри: уже Иисус сиянием Божества Своего прогнал всю смертную тьму, и прочные темницы разломил, и вывел прочь заточенных, освободил всех узников. Те, кто привык воздыхать под нашими муками, хулят нас, и власти наши будут избраны так, как удобно им, и владычество наше побеждено, и нисколько уже не боится нас человеческий род. Кроме того, сильно противятся нам, хотя никогда мертвые не были превыше нас и никогда не могли веселиться пришедшие (сюда). Разве же ты, главный Сатана, - всему злу начальник и первый мучитель? Ты прежде всего изыскал Иисусу злую беду, и ни единого греха в Нем не нашлось. Как же ты, не испытав вины Его, на крест послал (Его) повесить? И в наше царство посмел без нужды (Его) привести, и погубил то, что держалось от века".


Когда же Ад сказал это диаволу, проговорил Аду Царь славы: "Будет диавол под властью твоей на месте Адама во веки веков праведным судом Моим". XXIV


И сказал Господь, простирая руку Свою: "Придите ко Мне, все святые Мои, ибо имеете подобие образа Моего - вы, кто из-за древа диавольского были на смерть осуждены. Ныне же видите: древом диавольским Я осудил смерть". Когда же (Он) так сказал, были все святые под рукой Господней. И держа Адама за правую руку, сказал ему Господь: "Мир тебе со всеми детьми твоими".


Адам же преклонил колени у ног Господних и со слезной молитвой сказал: "Возвеличу Тебя, Господи, ибо поднял меня и не позволил врагам моим веселиться надо мной. Ты - Господь Бог мой, я возопил к Тебе, и Ты меня исцелил, и вывел из ада душу мою, и избавил меня от нисходящих в бездну. Пойте Господу все святые Его! Исповедуйте память святынь Его! Ибо гнев - в ярости Его и жизнь - в Его воле".


Так же и святые Его, колени преклонив у ног Господних, единым голосом сказали: "Пришел Избавитель веков! Исполнилось возвещенное прежде через закон и пророков. Избавил нас животворящим крестом Своим, и через крестную смерть сошел к нам, и избавил нас от адовой смерти силою Своей, Господи. Ибо начертал надпись славы Своей на небесах, и надпись искупления воздвиг, крест Свой поставил на земле, Господи, в аду знамение победы креста Твоего, ибо смерть уже не имеет власти".


И простирая руку Свою, сотворил Господь знамение крестное на Адаме и на всех святых Своих. И держа правую руку Адама, вышел из ада, и все святые последовали Богу.


Тогда возопил сильно святой поророк Давид: "Пойте Богу песнь новую, ибо дивное сотворил Господь! Спасение мое - десница Его и святая мышца Его. Сказал Господь о спасении Своем перед людьми и открыл истину Свою". И отвечали все множества святых: "Это слава всем святым Его. Аминь. Аллилуйя!", что означает: "Да будет так! Воспевай Господа".


И потом сказал пророк Аввакум: "Выступил освободить людей Своих и избавить возлюбленных Своих!" {28} И все святые отвечали: "Благословен грядущий во имя Господне, Господь Бог, давший нам Свой Свет! Аминь. Аллилуйя!"


Потом же возопил пророк Михей: "Кто Бог, больший, чем Ты, Господи, искупляющий беззакония и попирающий грехи? И ныне всем владеешь и в свидетельство ярость Свою послал. Ты - милость живая, и Сам обратишься, и помилуешь нас, и изгладишь все беззакония наши. И (ныне) все грехи наши вверг (в пучину морскую) и вывел нас из вечной смерти, как с клятвою обещал отцам нашим в первые дни". Отвечали все святые: "Это Бог наш, живущий во веки веков, и Он избавляет нас навек. Аминь, Аллилуйя!" Также и все пророки вознесли святые хвалы, которые они прежде поведали, и все святые (возгласили): "Аминь, Аллилуйя!" и с упованием последовали Господу. XXV


Господь же, держа Адама за правую руку, передал (его) Михаилу-первоархангелу. И все святые последовали Михаилу


и ввел их всех в рай. И встретили их два мужа, состарившихся днями. Спросили же их все святые: "Кто вы? Вы с нами мертвыми в мучениях не были, как же вознеслись вы с нами в рай?"


И отвечал один из них: "Я - Енох, который вознесен был сюда словом Господним. Тот же, кто со мною, - Илия Фесвитянин, принесенный сюда живым на колеснице огненной, и доныне мы не вкусили смерти. Когда же придет Антихрист, суждено нам Богом чудеса совершить (при Антихристе) и быть убитыми им в Иерусалиме, и через три дня с половиною снова живыми на облаках вознесемся". XXVI


И когда сказал это Енох, пришел другой муж, худой и умильный, несущий на плечах своих знамение крестное{29}. И увидев его, все святые сказали ему: "Кто ты, ведь облик твой как у разбойника? И что такое это знамение, которое несешь на плечах?" Отвечая же им, (он) сказал: "Правильно говорите, что я разбойником был, злодейства всякие творя на земле. И пригвоздили меня евреи на крест (вместе) с Иисусом, и видел я все, что было содеяно крестом Господа Иисуса, на котором распяли Его евреи, и уверовал я, что Он - Творец всего сущего и царь всемогущий. И просил я у Него: "Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!" И тотчас приняв молитву мою, сказал мне (Он): "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" {30}. И дал Он мне знамение крестное, сказав: "Неси это, идя в рай. Если не позволит тебе внутрь войти ангел - страж рая, покажи ему знамение крестное и скажи ему: послал меня Иисус Сын Божий, который ныне на кресте распят". Когда же сотворил я это и сказал ангелу - стражу райскому, тотчас отверзши (врата, он) внутрь ввел меня и посадил меня по правую сторону рая, сказав, чтобы я смотрел, как войдет весь род человеческий и отец Адам со всеми детьми своими святыми и праведными, которые узнали Господа Христа, на кресте распятого".


Услышав все эти слова разбойника, праотцы и пророки сказали единым голосом: "Святой Господь всемогущий, Отец вечный, Ты - Отец милосердный, честь и щедрость ученикам, отец милости райской. Ты нас снова привел в вечную жизнь, ибо здесь душам нашим жизнь вечная. Аминь".


XXVII {31}


Вот божественные тайны святые, которые услышали и увидели мы, Харин и Лентий, братья родные. Более не можем мы беседовать об иных таинствах Господних. Ибо свидетельствуя (это), сказал нам Михаил первоархангел: "Идите с братом в Иерусалим, в молитвах возглашайте и славьте Воскресение Господа нашего Иисуса Христа и тех, кого из мертвых (Он) с Собою воскресил, и ни с единым человеком не беседуйте, но будьте как немые, пока не придет срок, когда слово даст вам Сам Господь - исповедать Божество Свое". И поведал нам эти тайны архангел Михаил, и завещал нам идти за Иордан в место наилучшее и изобильное, и там находятся многие, кто с нами воскресли в свидетельство Иисуса Христа Господа нашего, ибо на три дня только отпущены мы из мертвых. Когда же мы воскресли из мертвых, пребывали в Иерусалиме в великую пасхальную ночь Господню с живыми родственниками своими, и свидетельствовали Господа нашего Иисуса Христа. И были мы крещены в святой иорданской воде, и каждый принял ризы белые. Через три дня после великой ночи Господней те, кто с нами воскресли, были покрыты облаками и переведены за реку Иорданскую, и стали никому не видимы. Вот какие тайны Божества Своего завещал нам исповедать Господь. Воздайте Ему хвалу, исповедь и покаяние творите, и помилует (Он) весь род ваш. Мир вам от Самого Господа нашего Иисуса Христа, Спасителя всех нас. Аминь".


И потом встали они, когда написали все на разные листы папирусные. Харин листы папирусные, на которых писал, отдал в руки Анне, Каиафе и Гамалиилу; также и Лентий листы папирусные, на которых писал, отдал в руки Никодимуи Иосифу. И тотчас преобразились (Харин и Лентий), стали совсем белые, и потом не стало их видно. Письмена же их оказались одинаковы, ни в чем не различны, ни в единой букве.


Услышав все то дивное, что сказали Харин и Лентий, говорили между собою все в собрании иудейском: "Воистину все это от Господа! Благословен Господь во веки веков. Аминь". И разошлись все из собрания с великой скорбью, с боязнью и страхом, бия себя в грудь, и пошел каждый в область свою. И обо всем, что было поведано и содеяно в собраниях иудейских, как рассказывали игемону Иосиф и Никодим, обо всем, что содеял и поведал Иисус иудеям, -* все слова (эти) записал в свитках сам Пилат.


И потом послал Пилат свитки во град Римский, кесарю Клавдию, написав (ему) {32}: "Понтийский Пилат - Клавдию, своему кесарю. Воистину было, и сам я это испытал. Иудеи через ненависть свою себя и потомков своих жестоким осуждением покарали. Они же завет имели от отцов своих, что пошлет им Бог с небес святого Своего, который по достоинству царем их наречется. И было завещано, что от Девы родится Он на земле. Я же был игемоном, когда Бог евреев послал Его им. И видели евреи, как возвращал (Он) зрение слепым, бесов отгонял от всех, мертвых воскрешал, приказывал ветрам, ходил ногами по морским волнам, как по сухой земле, и многие другие знамения и чудеса творил. И когда многие из иудеев уверовали, что Он - Сын Божий, то старейшины и книжники, фарисеи иудейские, завидуя Ему, не стерпели и, взяв Его, мне, игемону предали. И, клевеща на Него, сказали мне, что Он возвеличился и против их закона действует. Я же словам их поверил и, бив Его, предал во власть им, а они распяли Его на кресте. И погребли Его мертвым, и стражей приставили гробницу Его охранять. И хотя запечатана была гробница Его, на третий день воскрес (Он) из гроба. Однако иудеи так воспылали безумием, что дали служителям моим мзду, сказав: "Говорите, что ученики тело Его ночью украли". Служители же, приняв серебро, не могли скрыть правду о том, что совершилось, но свидетельствовали о воскресении Его из гроба. Потому об этом написал я тебе, кесарь, чтобы кто-то другой не солгал и не счел достойным доверия обман иудеев. Сообщил я величеству твоему все, что произошло с Иисусом во дворце моем".


Кончаем (рассказ) о деяниях (Иисуса) Христа Сына Божия. Ему же слава, честь и держава ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.



Другие статьи в литературном дневнике: