Мифы о Толстом

Ирина Юрская: литературный дневник

Лев Николаевич Толстой — один из самых значительных русских писателей и мыслителей. Участник обороны Севастополя, просветитель, публицист, в конце жизни основатель нового религиозно-нравственного учения — толстовства. Граф. В молодости Толстой был весьма самокритичен, был строг к себе, раскаивался в каждой слабости своей, в проявлениях лени и праздности. В стремлении избежать праздности формировался Толстой, как духовная, творческая личность...
Его идеями в плане духовного роста наполнен труд "Царство божие внутри вас", Толстой пишет:


"Люди считают, что можно принять христианство, не изменяя своей жизни... Христианское жизнепонимание не понято еще людьми, но сама жизнь приводит к необходимости принятия его.
Требования нового жизнепонимания всегда кажутся непонятными, мистическими и сверхъестественными.
Таковы для большинства людей и требования христианского жизнепонимания. Усвоение христианского жизнепонимания неизбежно совершится...
Вследствие того, что люди, зная требования высшего жизнепонимания, продолжают держаться низших форм жизни, возникают противоречия и страдания, отравляющие жизнь и требующие ее изменения".


Образ Льва Николаевича Толстого окутан множеством тайн и легенд. Но все ли из этого правда? Музей-усадьба «Ясная Поляна» составил подборку самых популярных мифов о писателе на основе вопросов, которые посетители задают экскурсоводам.


Миф №1. Лев Толстой проиграл усадебный дом в карты


Реальность:

Осенью 1854 года большой трехэтажный дом, в котором родился Лев Толстой, был про­дан на своз сосед­скому помещику Горохову. Причина этого — отсутствие у Льва Николаевича средств на его содержание и ремонт, а также необходимость в улучшении своего финан­сового положения. «Есть ли он простоит без всякого ремонта еще не­сколько лет (а ре­монт оного довольно значительный), то он действительно будет только годен как сувенир, ты же, есть ли будешь с деньгами когда либо, всегда можешь построить новый, а жить еще, слава богу, есть где», — советует Льву Николаевичу старший брат Сергей. На момент продажи дома писатель находился в армии, принимая участие в Крымской войне, и сделкой по дове­ренности занимался его троюродный брат Валериан Петрович Толстой.


Миф №2. У Толстого было много внебрачных детей — как до, так и после женитьбы


Реальность
В молодости, до своей женитьбы, Толстой регулярно упоминает в дневниках женщин — крестьянок, цыганок, знатных дам, будив­ших в нем страсти и чув­ствен­ность, за которые он себя по­рицал на про­тяжении всей жизни. Самым мучи­тельным для писа­теля эпи­зодом стала его связь с 23-летней заму­жней крестьянкой Аксиньей Базыкиной, начавшаяся в 1858 году. В 1860 году Аксинья родила сына Тимофея, который, как признавал сам Толстой, был его внебрачным ребенком. Через два года после этого писа­тель же­нился на Софье Андреевне Берс. Опыт своей добрачной жизни Толстой отражает в повести «Дьявол» (1889), породившей среди общественности слухи о невер­ности графа жене. Однако сюжетная основа этого произведения отражает реальные события из жизни совсем другого человека — тульского судебного следователя Н.H. Фридрихса, который через три месяца после женитьбы на девушке-дворянке застрелил крестьянку Степаниду Муницыну, с которой у него ранее была связь. В дневнике Толстого повесть «Дьявол» называлась «исто­рией Фридрихса» (или «Фредерикса»). Будучи женатым человеком, писатель никогда не нарушал супружеской верности. Сви­де­тельство об этом мы встречаем в его «Тайном дневнике» 1908 года, в котором писатель предельно откровенен. После 25-летней годовщины свадьбы в до­вери­тельной бе­седе со своим другом Павлом Бирюковым Толстой говорит, что «ему при­ят­но созна­вать, что ни с его стороны, ни со стороны его супруги не было ни малейшей неверности, и они прожили честную и чистую семейную жизнь» (П.И. Бирюков. «Биография Л.Н.Толстого»).


Миф №3.
Софья Андреевна не просто переписывала произведения мужа, а была их соавтором


Реальность

Софья Андреевна была одаренной женщиной, написавшей несколько литературных произведений малой формы, кри­ти­чес­ких эссе и мемуары. Она с большим удовольствием и воодушевлением переписывала про­из­ве­де­ния мужа, по­лу­чая от этого эстети­ческое удовольствие. «Меня восхищала эта жизнь мысли, эти изгибы, не­ожи­дан­нос­ти и не­постижи­мые разно­образ­ные формы его творчества» (С.А. Толстая. «Моя жизнь»). Случалось, что в процессе внесения поправок в свои про­из­ве­дения Толстой прислушивался к со­ветам же­ны, при­зна­вав­шейся, что она «всей ду­шой» вни­ка­ла в пе­ре­пи­сы­ваемый материал.


Миф №4.
Лев Толстой не любил своих детей


Реальность

Семейный проект был для молодого Толстого главной, преимущественной целью. Рано осиротев, он с юных лет меч­тал о соб­ствен­ной семье, в ко­то­рой непременно будут дети. В 1862 году писатель же­нит­ся, и один за дру­гим у не­го появляются сыновья и дочери. Семья была большой — из три­над­ца­ти ро­див­ших­ся детей до совершеннолетия дожили восемь. Наравне с Софьей Андреевной Лев Николаевич принимал участие в вос­пи­та­нии детей, их образ­ова­нии, про­во­дил с ни­ми мно­го вре­мени, при­ду­мы­вал для них иг­ры. Он пре­крас­но на­хо­дил с де­тьми об­щий язык, но был сдер­жан во внеш­них про­яв­ле­ни­ях люб­ви и неж­ности. «За всю мою жи­знь ме­ня отец ни ра­зу не при­лас­кал. Это не зна­чит, что­бы он ме­ня не лю­бил. На­про­тив, я знаю, что он лю­бил ме­ня, бы­ва­ли пе­ри­оды, ко­гда мы бы­ли очень близ­ки друг дру­гу, но он ни­ког­да не вы­ра­жал сво­ей люб­ви откры­той пря­мой лас­кой и всег­да как бы сты­дился ее проявления» (И.Л. Толстой. Мои воспоминания).



Миф №5.
Любым средствам передвижения Толстой предпочитал ходьбу пешком


Реальность
Любовь к пешим прогулкам Лев Николаевич сох­ра­нял на про­тя­же­нии всей жиз­ни и не остав­лял ее даже в по­след­ние го­ды в Яс­ной По­ля­не. Извест­но, что триж­ды он со­вер­шал пешие пере­ходы из Мос­квы в Яс­ную Поля­ну, а так­же пешее палом­ни­чество в Оптину Пустынь. Цель этих путе­шествий – «уви­дать, как живет мир божий, большой, настоящий, а не тот, ко­то­рый мы устро­или себе и из ко­торого не выхо­дим» (письмо С.А.Толстой от 11 июня 1881 года). В 67 лет он осво­ил вело­сипед.


Миф №6
Лев Толстой ходил босиком и носил крестьянскую одежду


Реальность
В 1891 году Илья Репин исполнил этюд Толстого, стоящего на молитве в лесу. По этому этю­ду спус­тя десять лет он соз­дал по­лотно «Л.Н. Толстой бо­сой», в сво­еобраз­ной ма­не­ре отражав­шее стрем­ле­ние пи­са­теля к опроще­нию... Что касается простой одежды, Лев Николаевич надевал ее для фи­зи­чес­кой ра­бо­ты, а так­же во вре­мя своих пе­ших пу­те­шествий — что­бы встреч­ные не приз­на­ли в нем барина... В мо­ло­до­сти же Лев Нико­лаевич стро­го при­дер­жи­вал­ся обще­принятых пра­вил, касав­ших­ся пове­дения и внеш­ности мо­ло­дых аристо­кра­тов: «Не толь­ко с Ка­за­ни, но еще преж­де я за­ни­мался сво­ей наруж­ностью: ста­рался быть свет­ским, comme il faut*» (Л.Н. Толстой. «Воспоминания (Автобиография»).


Миф №7.
Лев Толстой был предан анафеме


Реальность
В последние два десятилетия жизни Л. Н. Толстой, будучи верующим человеком, крещен­ным в право­славии, в ря­де произве­дений яс­но пока­зал, что не при­ни­ма­ет ряд важ­ней­ших догматов православной цер­кви и рез­ко крити­кует ее де­ятель­ность. Фактически он перестает быть чле­ном Русской право­слав­ной церк­ви по соб­ствен­ной воле. Цер­ковь офици­аль­но объяв­ляет об этом в фев­рале 1901 года. 24 фев­раля в жур­нале «Церков­ные ведо­мости», издава­емом при Святей­шем правитель­ствующем сино­де – орга­не, ведав­шем дела­ми Русской право­слав­ной цер­кви, публикуется текст Определения Святей­ше­го си­но­да от 20-22 фев­раля 1901 года №557, «с пос­ла­нием вер­ным ча­дам Православные Грекороссийские Церкви о Гра­фе Льве Толстом». Этот документ сви­де­тельству­ет об от­па­де­нии пи­са­теля от цер­кви. Ана­фе­ма же Толстому ни в од­ном из хра­мов Российской импе­рии не про­воз­гла­шалась.



Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/articles/post/29939-sem-mifov-o-tolstom



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 04.09.2022. Мифы о Толстом