Мифы о Толстом
Лев Николаевич Толстой — один из самых значительных русских писателей и мыслителей. Участник обороны Севастополя, просветитель, публицист, в конце жизни основатель нового религиозно-нравственного учения — толстовства. Граф. В молодости Толстой был весьма самокритичен, был строг к себе, раскаивался в каждой слабости своей, в проявлениях лени и праздности. В стремлении избежать праздности формировался Толстой, как духовная, творческая личность...
Его идеями в плане духовного роста наполнен труд "Царство божие внутри вас", Толстой пишет:
"Люди считают, что можно принять христианство, не изменяя своей жизни... Христианское жизнепонимание не понято еще людьми, но сама жизнь приводит к необходимости принятия его.
Требования нового жизнепонимания всегда кажутся непонятными, мистическими и сверхъестественными.
Таковы для большинства людей и требования христианского жизнепонимания. Усвоение христианского жизнепонимания неизбежно совершится...
Вследствие того, что люди, зная требования высшего жизнепонимания, продолжают держаться низших форм жизни, возникают противоречия и страдания, отравляющие жизнь и требующие ее изменения".
Образ Льва Николаевича Толстого окутан множеством тайн и легенд. Но все ли из этого правда? Музей-усадьба «Ясная Поляна» составил подборку самых популярных мифов о писателе на основе вопросов, которые посетители задают экскурсоводам.
Миф №1. Лев Толстой проиграл усадебный дом в карты
Реальность:
Осенью 1854 года большой трехэтажный дом, в котором родился Лев Толстой, был продан на своз соседскому помещику Горохову. Причина этого — отсутствие у Льва Николаевича средств на его содержание и ремонт, а также необходимость в улучшении своего финансового положения. «Есть ли он простоит без всякого ремонта еще несколько лет (а ремонт оного довольно значительный), то он действительно будет только годен как сувенир, ты же, есть ли будешь с деньгами когда либо, всегда можешь построить новый, а жить еще, слава богу, есть где», — советует Льву Николаевичу старший брат Сергей. На момент продажи дома писатель находился в армии, принимая участие в Крымской войне, и сделкой по доверенности занимался его троюродный брат Валериан Петрович Толстой.
Миф №2. У Толстого было много внебрачных детей — как до, так и после женитьбы
Реальность
В молодости, до своей женитьбы, Толстой регулярно упоминает в дневниках женщин — крестьянок, цыганок, знатных дам, будивших в нем страсти и чувственность, за которые он себя порицал на протяжении всей жизни. Самым мучительным для писателя эпизодом стала его связь с 23-летней замужней крестьянкой Аксиньей Базыкиной, начавшаяся в 1858 году. В 1860 году Аксинья родила сына Тимофея, который, как признавал сам Толстой, был его внебрачным ребенком. Через два года после этого писатель женился на Софье Андреевне Берс. Опыт своей добрачной жизни Толстой отражает в повести «Дьявол» (1889), породившей среди общественности слухи о неверности графа жене. Однако сюжетная основа этого произведения отражает реальные события из жизни совсем другого человека — тульского судебного следователя Н.H. Фридрихса, который через три месяца после женитьбы на девушке-дворянке застрелил крестьянку Степаниду Муницыну, с которой у него ранее была связь. В дневнике Толстого повесть «Дьявол» называлась «историей Фридрихса» (или «Фредерикса»). Будучи женатым человеком, писатель никогда не нарушал супружеской верности. Свидетельство об этом мы встречаем в его «Тайном дневнике» 1908 года, в котором писатель предельно откровенен. После 25-летней годовщины свадьбы в доверительной беседе со своим другом Павлом Бирюковым Толстой говорит, что «ему приятно сознавать, что ни с его стороны, ни со стороны его супруги не было ни малейшей неверности, и они прожили честную и чистую семейную жизнь» (П.И. Бирюков. «Биография Л.Н.Толстого»).
Миф №3.
Софья Андреевна не просто переписывала произведения мужа, а была их соавтором
Реальность
Софья Андреевна была одаренной женщиной, написавшей несколько литературных произведений малой формы, критических эссе и мемуары. Она с большим удовольствием и воодушевлением переписывала произведения мужа, получая от этого эстетическое удовольствие. «Меня восхищала эта жизнь мысли, эти изгибы, неожиданности и непостижимые разнообразные формы его творчества» (С.А. Толстая. «Моя жизнь»). Случалось, что в процессе внесения поправок в свои произведения Толстой прислушивался к советам жены, признававшейся, что она «всей душой» вникала в переписываемый материал.
Миф №4.
Лев Толстой не любил своих детей
Реальность
Семейный проект был для молодого Толстого главной, преимущественной целью. Рано осиротев, он с юных лет мечтал о собственной семье, в которой непременно будут дети. В 1862 году писатель женится, и один за другим у него появляются сыновья и дочери. Семья была большой — из тринадцати родившихся детей до совершеннолетия дожили восемь. Наравне с Софьей Андреевной Лев Николаевич принимал участие в воспитании детей, их образовании, проводил с ними много времени, придумывал для них игры. Он прекрасно находил с детьми общий язык, но был сдержан во внешних проявлениях любви и нежности. «За всю мою жизнь меня отец ни разу не приласкал. Это не значит, чтобы он меня не любил. Напротив, я знаю, что он любил меня, бывали периоды, когда мы были очень близки друг другу, но он никогда не выражал своей любви открытой прямой лаской и всегда как бы стыдился ее проявления» (И.Л. Толстой. Мои воспоминания).
Миф №5.
Любым средствам передвижения Толстой предпочитал ходьбу пешком
Реальность
Любовь к пешим прогулкам Лев Николаевич сохранял на протяжении всей жизни и не оставлял ее даже в последние годы в Ясной Поляне. Известно, что трижды он совершал пешие переходы из Москвы в Ясную Поляну, а также пешее паломничество в Оптину Пустынь. Цель этих путешествий – «увидать, как живет мир божий, большой, настоящий, а не тот, который мы устроили себе и из которого не выходим» (письмо С.А.Толстой от 11 июня 1881 года). В 67 лет он освоил велосипед.
Миф №6
Лев Толстой ходил босиком и носил крестьянскую одежду
Реальность
В 1891 году Илья Репин исполнил этюд Толстого, стоящего на молитве в лесу. По этому этюду спустя десять лет он создал полотно «Л.Н. Толстой босой», в своеобразной манере отражавшее стремление писателя к опрощению... Что касается простой одежды, Лев Николаевич надевал ее для физической работы, а также во время своих пеших путешествий — чтобы встречные не признали в нем барина... В молодости же Лев Николаевич строго придерживался общепринятых правил, касавшихся поведения и внешности молодых аристократов: «Не только с Казани, но еще прежде я занимался своей наружностью: старался быть светским, comme il faut*» (Л.Н. Толстой. «Воспоминания (Автобиография»).
Миф №7.
Лев Толстой был предан анафеме
Реальность
В последние два десятилетия жизни Л. Н. Толстой, будучи верующим человеком, крещенным в православии, в ряде произведений ясно показал, что не принимает ряд важнейших догматов православной церкви и резко критикует ее деятельность. Фактически он перестает быть членом Русской православной церкви по собственной воле. Церковь официально объявляет об этом в феврале 1901 года. 24 февраля в журнале «Церковные ведомости», издаваемом при Святейшем правительствующем синоде – органе, ведавшем делами Русской православной церкви, публикуется текст Определения Святейшего синода от 20-22 февраля 1901 года №557, «с посланием верным чадам Православные Грекороссийские Церкви о Графе Льве Толстом». Этот документ свидетельствует об отпадении писателя от церкви. Анафема же Толстому ни в одном из храмов Российской империи не провозглашалась.
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/articles/post/29939-sem-mifov-o-tolstom
Другие статьи в литературном дневнике:
- 04.09.2022. Мифы о Толстом