Рождество Христово. Канон. Откровение в Ветхом ЗавИстория праздника и разъяснение богослужебных песнопений Звезда, явившаяся на небе во время рождения Спасителя, озарила мир светом знания. Она привела волхвов-звездопоклонников поклониться Солнцу Правды и познать Восток с высоты Христа, истинного Бога. «Восток свыше» - так в Новом Завете называет Спасителя святой праведный Захария, отец Иоанна Предтечи (Лк.1,78). Восток здесь означает не название стороны света, а Восходящее Солнце, то есть Иисуса Христа. Он - Восход с высоты. Физическое солнце светит людям восходя снизу вверх, а Солнце Правды, Христос, осветил землю, снизойдя на нее с небес (сверху вниз). Отсюда Такой риторический прием - сочетание противоположных по смыслу слов - называется оксюморон. Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащие звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе! Рождение Твое, Христос Боr наш, воссияло для мира светом истинноrо знания; ибо во время него служащие звездам были научены звездою (же) покпоняться Тебе, Солнцу Правды, и познавать Тебя, Восход с высоты. Господи, слава Тебе! Другим кратким песнопением, прославляющим пришествие в мир Сына Божия, является кондак. Кондак праздника Рождества Христова был написан одним из гениальнейших церковных песнописцев - преподобным Романом Сладкопевцем, жившим в VI веке. Он служил пономарем в храме Святой Софии в Константинополе. Святой Роман часто подвергался насмешкам от своих собратьев-клириков за негромкое и неумелое пение и чтение. Однажды, в навечерие Рождества Христова (канун праздника), по окончании богослужения, он пал пред иконой Пресвятой Богородицы, горько плача и молясь. Ночью в сонном видении Божия Матерь явилась святому и, подав свиток (по-гречески, кондакион), повелела съесть. Так преподобный Роман получил дар книжного разумения, сочинения и исполнения церковных песнопений. За всенощным бдением, когда нужно было воспеть песнь в честь праздника, святой Роман взошел на амвон и дивным голосом пропел свой первый кондак: «Дева днесь Пресущественного раждает...». От СВИТКА, данного Богоматерию (кондакиона) и все песнопения преподобного стали называться кондаками. Одной из значительных частей праздничного богослужения является канон. Канон - это ряд церковных песнопений, тесно связанных между собою как в музыкальном отношении (напевом, а в греческом подлиннике и определенным стихотворным размером), так и по содержанию. В каноне сопоставляются ветхозаветные прообразы и пророчества с соответствующими событиями Нового Завета. Канон состоит из 9 песней (обычно из 8, т.к. вторая песнь отсутствует во всех канонах, кроме великопостных). Каждая песнь делится на ирмос и несколько тропарей. В службе праздника Рождества Христова имеется два канона. Принадлежат они перу наиболее известных и талантливых песнотворцев - преподобным Косме Маюмскому и Иоанну Дамаскину, жившим в VIII веке. Из текста ирмосов - первых строф песен первого канона с переводом на русский язык: 1. Христос рождается, славите. Христос с Небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися. Христос рождается - спавьте! Христос с небес - встречайте! Христос на земле - воспряньте! Пой Господу вся земля и с радостью воспойте, люди, ибо Он прославился! 3. Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну, и в последняя от Девы воплощенному безсеменно, Христу Богу возопим: вознесый pог наш, свят еси, Господи. Прежде веков (до начала времен) нетленно от Отца родившемуся Сыну и в последние времена бессеменно воплотившемуся от Девы, Христу Богу, воскликнем: Свят Ты, Господи, возвысивший рог (символ силы и достоинства) наш! 4. Жезл из корене Иессеова и Цвет от него, Христе, от Девы прозябл еси, из горы, Хвальный, приосененныя чащи пришел еси, воплощься от Неискусомужныя, Невещественный и Боже. Слава силе Твоей, Господи. Oтpaсль от корня Иесеева и цвет от него, Христос, Ты пророс от Девы; от горы, осененной чащею, пришел Ты, хвалимый, воплотившись от непознавшей мужа, Невещественный и Бог. Спава силе Твоей, Господи!
Вижу странное и необычайное таинство: пещеру - как небо, Деву - как херувимский престол, ясли (кормушку для скота – Прим. авт.) - как пространное место, где возлежал невместимый Христос Бог, Которого мы, воспевая, величаем. Откровение в Ветхом Завете В описании видений Иоанна некоторые детали повзаимствованы из Иезекииля (главы 1 и 10) и Даниила (7:3-9). Четыре чудесных животных, "исполненных очей спереди и сзади", в 4-й главе Откровения, конечно, с некоторыми изменениями, перекочевали туда из Книги Иезекииля, а шесть крыл у каждого животного - из Книги Исаии, как и славословие "свят, свят" (Ис. 6:3) Снимается четвертая печать - "и вот конь бледный, и на нем всадник, которому имя "смерть"; и ад следовал за ним". Этих коней четырех мастей Иоанн тоже не сам придумал, он вычитал про них из Книги пророка Захарии (Зах. 1:7-17; 6:1-5). И они там символизируют четыре духа небесных, "которые предстоят пред господом всей земли" (Зах. 6:5). Небо, свившееся, как свиток, и звезды, падающие на землю, как недозрелые смоквы, - этому соответствует место из Книги Исаии (34:4). "И тогда первый ангел поднял свою трубу и "вострубил". За ним то же делают и остальные ангелы один за другим (эти трубные звуки, возвещающие наступление "дня господня", заимствованы из Книги Иоиля (2:1,15). Страшный образ саранчи со львиными зубами - у пророка Иоиля (1:6; Голос с неба велит Иоанну взять из рук ангела книгу и съесть ее, ибо, сказал ангел, "тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах..." (10:8-11). Подобный прием со съедением книжного свитка уже описал пророк Иезекииль (Иез. 3:1-4). Глава 13 заканчивается загадочными словами: "Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть". Разгадать эту загадку для современников Иоанна было совсем несложно. У многих народов древности, и в том числе у иудеев, числа обозначались разными буквами алфавита. Подставив в "звериное число" 666 вместо чисел еврейские буквы, можно было получить два слова: "Нерон кесарь". Стало быть, зверь, у которого одна голова получила смертельную рану, но исцелилась, - это Рим и Нерон. © Copyright: Ирина Юрская, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|