Паскаль
С книгой Блеза Паскаля «Penses» Толстой познакомился впервые в 1876 году.
Книга произвела на него сильное впечатление.
В марте 1876 г. он писал А. А. Толстой: «Читали ли вы жизнь Паскаля — Blaise Pascal его Penses?
Какая чудесная книга и его жизнь. Я не знаю лучше жития» т. 62, стр. 262).
Паскаль сделался любимым мыслителем Толстого.
Паскаль представлялся ему писателем, пишущим кровью сердца (запись Дневника от 11 декабря 1904 г.), —
достоинство, которое Толстой в писателе ставил выше всех других.
Забота о славе людской всегда соединяется с мыслью о служении людям…
Человеку легко обманываться, когда он ищет одобрения людей, что он живет не для себя,
а для блага тех людей, одобрения которых он добивается.
Большие душевные силы дают возможность достигнуть большой славы,
и эти же душевные силы дают возможность увидать ничтожество её.
Паскаль все силы души положил на то, чтобы показать людям весь ужас заблуждения своего…
Паскаль родился в Клермоне в 1623 году. Отец его был известный математик. Мальчик, подражая отцу, занялся математикой, и у него обнаружились необыкновенные способности. Всё свое время он посвящал научным занятиям и исследованиям. Но здоровье его с детства было слабое, усиленные же занятия еще более ослабили его, и в юношеском возрасте он тяжело заболел.
После болезни он сократил свои занятия до двух часов в день, свободное же время употреблял на чтение философских сочинений. Книга голландского теолога Янсена "Преобразования внутреннего человека" тронула его рассуждениями о похоти духа, состоящей в удовлетворении человеческой пытливости, в основе которой лежит то же, что и во всякой похоти: эгоизм и самолюбие, и что такая утонченная похоть более всего другого удаляет человека от Бога. Паскаль почувствовал истинность этого рассуждения по отношению к себе, и… решил оставить занятия наукой, все силы направив на разъяснение для себя вопросов веры.
Об отношении Паскаля к женщинам, к любви.
В небольшом сочинении "Descouts sur les passions de L'amour" - "Рассуждение о страданиях любви" (франц.) он говорит, что величайшее счастье, доступное человеку, - любовь, чувство чистое, духовное и оно должно служить источником всего возвышенного и благородного...
Но основные интересы его молодой жизни заключались в следующем:
- в борьбе между его стремлениями к занятиям наукой и к славе, которую они давали ему,
- в сознании пустоты, ничтожества этих занятий и зловредности соблазна славолюбия,
- в желании все свои силы посвятить только служению Богу.
Религиозное настроение все более захватывало жизнь Паскаля…
В 1655 году он совершенно удалился от мира.
Он переехал в Янсенистскую общину Пор-Рояля и стал жить там жизнью почти монашеской,
обдумывая и приготавливая то большое сочинение, в котором он хотел показать,
во-первых, необходимость религии для разумной жизни людской и,
во-вторых, истинность той религии, которую он сам исповедовал.
Янсенистская община Пор-Рояля, в которой жил Паскаль, вызвала к себе враждебность
могущественного ордена иезуитов, и происки иезуитов сделали то, что существовавшие
при Пор-Рояле школы мужская и женская были закрыты.
Монастырю Пор-Рояля также угрожала опасность быть закрытым.
Паскаль написал в защиту янсенистов книгу, которую он назвал "Письма провинциала".
В сочинении этом Паскаль не столько защищал учение янсенистов, сколько осуждал иезуитов,
обличая безнравственность их учения.
Книга имела большой успех, но слава эта уже не могла соблазнить Паскаля.
Вся его жизнь уже была непрестанным служением Богу.
Он установил себе правила жизни и строго следовал им, не уклоняясь от них ни по лени, ни по болезни. Бедность он считал основанием добродетели.
"В бедности и нищете, - говорил он, - не только нет зла, но в них наше благо.
Христос был беден и нищ и не имел, где главу преклонить".
Отдавая все, что мог, бедным, Паскаль жил так, что у него было лишь необходимое;
он обходился по возможности без прислуги, допуская ее, только когда он по болезни не мог двигаться. Жилище его было самое простое, как и пища, и одежда.
Он сам убирал свои комнаты и приносил себе обед.
Болезнь его усиливалась, и он не переставал страдать.
Но страдания свои он переносил с терпением и благодарностью.
Перед самым концом он вышел из комы и произнёс: "Не оставь меня, Господи".
Это были его последние слова. Он скончался 19 августа 1662 года,
Что оставил нам Паскаль? Вывод о том, что человеку для его блага необходимо:
1. - верить, что есть объяснение смысла жизни,
2. - найти это наилучшее объяснение жизни.
Другие статьи в литературном дневнике: