Интервью корреспондента газеты Мегаполюс Джамилы К

Айша Абишкелины: литературный дневник

ЗАМУЖЕМ ЗА ЕЛБАСЫ!


- Мой муж Елбасым Нурсултан Назарбаев иншалла, - говорит 55-летняя Айша Оразбай хажы Абiшкелiнi. По словам Айша хажы замуж за главу государства она вышла еще в далеком 1993 году, и обновление никах по требованиям шариата прошли не только в Кокшетау и в Астане, а также в одной из мечетей Алматинской области в 2004 году по мусульманскому обычаю Неке Кию. С тех пор она называет себя Айша Абiш /Назарбайулы/ келiнi или просто Нурсултаннын Айшасы!


Джамиля КАРИМОВА, Астана


По законам шариата, присутствие самого жениха в мечети в особых случаях не обязательно, достаточно, чтобы был кто-нибудь из его родственников. Тогда в мечети вместо самого президента была его близкая родственница Гульжан, она работает сейчась директором той школы, где учился и познал азбуку Президент, в родном ауле Назарбаева, Ушконур, вспоминает Айша апай. У нее на руках имеется даже документ, подтверждающий совершение обряда Неке кию и присвоение мусульманского имени Айша Абiш келiнi Назарбай, выданное Мечетью Абiш Ата, подписанное Аксакалами и уже покойными близкими родственниками Айша хажы, людьми, которые строили Мечети в священном Туркестане и в Астане, Жаамагатом Мечетей Республики Казахстан во имя чистоты помыслов и дел человека, строющего Медресе и Мечеть , то есть Айши, в чем подтвердил это решение уважаемых людей своим благославлением, произнося азан и камат в левое ухо Айша Абiшкелiнi Имам Кенжалы Аксайской мечети г. Алматы, ранее работавший Имамом Мечети в г.Туркестан.
- На самом деле этот документ не имеет юридической силы, это скорее на память, - говорит сама Айша апай.
На вопрос о том, знает ли об этом сам Президент, она ответила: что предварительно отправляла ему письмо, в котором призналась в многолетней любви и честно изложила свои намерения. Письмо было направлено в канцелярию главы государства. Но прождав три месяца, ответа она так и не получила и расценив молчание как знак согласия, и ободрясь тем, что Елбасы , посетившии Центральный Мечеть Астаны во время Курбан Айта ответил Айша хажы такими словами - Если любишь человека, то эти ваши чувства доходят до космоса, то есть до Аллаха и передается тому человеку, кого вы любите, затем снова возвращается к Аллаху и от Аллаха такое же чувство от вашего любимого человека передается к вам, ничего не бывает односторонне... говорил Елбасы, когда о распросах об строющегося Айшой Медресе Алжан Ана имени его матери стали распрашивать его женщины из Сайрама и Шымкента, и осмелясь после этого Айша решилась на обряд Неке кию .
- Я помню день рождение Сары Алпысовны в год, когда были объявлены президентские выборы. Я тогда была организатором концерта «Мама, милая мама» и мы хотели вывести на сцену ел анасы (маму народа). Это конечно, первая леди Сара Алпысовна, я очень ее уважаю . Но мне приснился сон, в котором президент сказал мне что ел анасы – это его мама и тогда, мы решили построить медресе имени его матери - вспоминает Айша апа.
Ее любовь к президенту началась в 93-м году. Именно тогда, она впервые увидила во сне президента, который сказал что завтра она поедет в некий аул по работе. Работала Айша апай журналистом на телевидении. При этом сюжет сделанный по итогам поездки Президент попросил закончить конкретной фразой. На следующий день, ее действительно направили в тот аул, который назвал во сне Президент, вспоминает она. Затем вернувшись в редакцию, она сделала сюжет и закончила его совсем другими словами.
- Вечером в новостях я вижу, что диктор добавил своими словами в мой сюжет то, что просил во сне Елбасым, ту самую фразу. Я была поражена. Такие вещие сны начали мне снится практически каждый день в течение года. Я сходила в мечеть к Имаму, он сказал: не сопротивляйся, делай что говорят, - рассказывает Айша апай.
Со временем, Президент стал рассказывать ей во сне о ее ошибках и недостатках, а также об их отношениях с мужем.
- Бывало что во сне он рассказывает мне конкретный случай из жизни человека, с кем я соединила свою судьбу и воспитываю двоих детей. А утром я спрашиваю об этом его, оказывается, действительно такое с ним происходило. Я стала боятся своих снов, они пришли ко мне вместе с телевидением и я решилась уволиться. Призналась редактору что люблю женатого мужчину – нашего Президента, - говорит она.
В тот же период Айша апай развелась с мужем. Около двух месяцев не могла работать, лежала дома на диване и думала о несчастной любви, которая разбила все в ее жизни вспоминает она.. Дети не разговаривали с ней, а Президент перестал сниться и приезжать в Кокшетау как тогда, когда он приснившись приезжал и даже она улетела на его самолете в Алмату, так как во сне он заранее говорил об этом..
- У меня была огромная душевная травма, было стыдно, что в свои 37 лет я оставила мужа ради совсем незнакомого человека, которого даже не обнимала и не целовала... только говорили глазами во время трех дневной поездки Президента вместе с Президентами Узбекистона и Киргизии по Кокшетауской области и впервые увидела Ханшатыр, возведенный на горе Сырымбет, на Родине легендарного Акан Серi ... Но ничего поделать с собой не могла, его образ постоянно был у меня в голове, - добавляет Айша апай.
Потом ее пригласили работать редактором в зерендинскую районную газету «Булак». Прошло несколько лет, знакомая предложила заняться бизнесом, ездить в Турцию за сладостями и продавать их в Казахстане. Айша апай согласилась, бизнес пошел на ура, материальное положение значительно улучшилось, но сердечные раны от непонятной загадочной любви остались. Как-то один из турецких бизнес-партнеров, сказал ей, что душевного равновесия удастся достичь в религии.
Тогда, и начала учиться в медресе. Но в религии много запретов и вести бизнес, оставаясь при этом верующим человеком очень трудно, признается Айша апай. И тогда, она закрыла свое дело, одев мусульманский платок. Но через время осталась без средств к существованию, ей пришлось снова снять мусульманский платок и идти работать на телеканал «Тан» в программу «Время женщины». Затем она переехала в Астану, купила однокомнатную квартиру.
- Я ездила в Акорду, снимала Президента. Но никогда у меня не хватало смелости подойти к нему близко. Все брали у него интервью, а я не могла. Я проводила предвыборную агитацию за Президента и сама не заметила как снова стала переживать за него, вспыхнули старые чувства и уже не могла больше ни о чем думать, - вспоминает она.
Затем в 99-м году ушла с работы и создала фонд «Айша» по информационной поддержке женщин. С тех пор она числится безработной. В то же время, Айша апай решила построить две мечети имени отца Президента и два Медресе имени его мамы. Проекты мечетей с медресе одинаковые один из них находится в Астане, другой на родине главы государства в селе Жандосово Алматинской области. По проекту оба эти здания находятся рядом и являются дополнением друг друга, в медресе включает в себя мастерские, библиотеку и общежитие.
- Я таксовала, у меня была машина, продавала свои вещи, и спонсоры находились, которые по 10-30 тысяч тенге давали на строительство. Первый взнос со своей зарплаты дал сам Елбасым пригласив в свою резиденцию. У меня сейчас частный дом в Астане, во дворике стоит небольшая мечеть, каждую пятницу сюда приходит до ста человек, в основном – это соседи и их родственники. Я сама практически жила в угловой комнате мечети, здесь я чувствую себя причастной к семье Президента, ведь мечеть названа именем его отца, а невестка должна находится в доме родителей мужа, - говорит Айша апай.
Учебное заведение еще недостроено, его стоимость составляет 4 миллиона долларов, таких денег у Айша апа сейчас нет. В медресе предполагалось просто готовить хороших жен, без излишнего фанатизма к религии, поясняет она, в качестве учителей выступили бы педагоги из муфтията. Но в городском департаменте Агентства по делам религий, регистрировать мечеть отказываются, сетует она, хотя на сегодня Мечеть работает уже 8 лет.
- Там мне сказали, что я должна закрыть эту мечеть, она незаконная, а землю с начатым строительством подарить управлению мусульман Казахстана или государству. Либо необходимо зарегистрироваться как религиозное объединение и потом только оформить мечеть. Я не знаю как быть дальше, ведь я столько лет и сил потратила на ее строительство, продала дом, а теперь остаюсь практически на улице, - говорит она.
На сегодня проект имеет официальный техпаспорт и зарегистрирован в органах юстиции. Более того, по словам Айша апай, он прошел регистрацию в муфтияте как мечеть, теперь дело за заключением Агентства по делам религий, которое в свою чередь отказывается регистрировать здание как мечеть и угрожает закрытием. Ведь наши предки строили Мечети мечтая о том, что их потомков будут называть людьми, которые держали Мечеть, значить благочестивыми людьми и гордились очень этим названием народа, старались не запятнать честь свою..а в мечетях работали Хожа, то есть преподователи арабской культуры и языка, священного Корана, этикетов мусульманина, кому люди помогали материально за обучение их детей нравственности... Нынче Мечеть и Медресе находятся под покровительством всевышнего Аллаха и Общественного Фонда Айша, по информационной поддержке. И почему Фонд не имеет право во имя любви , а не по принуждению, может построить и держать школу нравственного воспитание женщин.. Ведь в мире есть Фонды, которые уважаемы всеми странами мира как строющие учебные заведения и мечети, например Фонд Агахана.
Если честно сказать говорит Айша хажы, я бы отдала и Мечеть и Медресе в обмен на маленькое местечко возле Нур-Ага, чтобы быть с ним рядом всегда, в двух мирах...поэтому прошу Аллаха помочь мне и делаю ту работу, которая по силам только очень сильным людям. Кстати, все это благодаря Независимости нашей Страны, нашей великой Родины, чье имя Казахстан!



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 20.12.2011. Интервью корреспондента газеты Мегаполюс Джамилы К