Совсем недавно в Россию перевезли прах выдающегося русского философа Ивана Ильина. Он написал работу "О сопротивлении злу силой" и попытался в противовес Льву Толстому обосновать применение силы во имя достижения доброй цели. Мы часто по своему обывательскому недоразумению сомневаемся - почему Бог допускает зло, если оно не соответствует Божьей воле? Ну ведь причина зла лежит в свободе человеческой воли: делаем как хотим соразмерно своему пониманию мира, поступаем не по природе, т.е. недетерминировано, иначе нельзя было бы назвать нравственный поступок добром. Ильин пишет так: "Сопротивление злу силой и мечом позволительно не тогда, когда оно ВОЗМОЖНО, но когда оно НЕОБХОДИМО, потому что нет других средств." Эта цитата выделяет вторую причину зла - зло является полезным инициатором добра, побуждает нас предпринимать действие, а не сидеть на месте. Если мы начнем убивать людей с помощью эвтаназии, то люди потянутся к Богу, у них возникнет обратный эффект. В истории можно накопать множество подобных случаев, как говорится, "Бог есть вечное сегодня!"
Здесь еще из практической плоскости выскакивает проблема оправдания зла добром. Опять говорю про слабых словами Ильина: "...их собственные руки чисты для выполнения чистой работы только потому, что у других людей - чистые руки для грязной работы". Вот где зарыта наша собака. Это и представляет собой "моральную трагедию человека". Может ли человек решиться испачкать свои руки и что является критерием того, что он совершает нравственный поступок? Почему Сократ выпил яд, а не убежал, когда друзья собирались помочь ему? Человеческий, т.е. христианский закон важнее для истории, о рождении которой в каждом человеке говорили Пастернак или Камю. У Пастернака есть такая мысль:"...искусство всегда, не переставая, занято двумя вещами. Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит этим жизнь. Большое, истинное искусство, то, которое называется Откровением Иоанна, и то, которое его дописывает". Наши писатели и поэты дописывали с помощью созерцания божественной красоты, о чем я писал выше. Красота тоже является лестницей для преодоления "стен абсурда". Никто не может завершить земной мир кроме Бога и своей естественной смертью человек актуализируется, асимптотически приближаясь в последнее мгновенье к Абсолюту. А дальше как получится перед Богом ответить! Свой грех нельзя компенсировать пусть и чистыми, но чужими руками. Главное, вовремя выйти из абсурда и не доводить сопротивление злу силой до необходимости.