***
...на что ему космос, когда не дано вечности?
Сальвадор Дали.
Вспомнил и нашел переписку пятилетней давности с одним писателем, живущим в Европе. Россия, увы, уже не Европа.
***
Литература учит нас правильно стареть. Через эмоции, если верить Хайдеггеру, мы ощущаем время и творим через него свой смысл жизни. Почему мужчины умирают раньше, чем женщины? Они меньше плачут. И вот возникает идея, что писатели, как женщины, более эмоциональны. Куприн ведь плакал над "Гранатовым браслетом", и вообще в литературных произведениях классиков много переживаний и любви к жизни. Проблема человека -скогерировать себя с творчеством писателя и оставить после себя "вечную" молодость.
Литература всего скорее живет по ускоренному времени. Лермонтов или Есенин были уже мудрыми стариками к концу своей жизни. А кто-то попадает в поле замедленного времени и может там хорошо потрудиться - нарубить много дров для нас.
Аристотель, но не Эйнштейн верил в объективное время. В снах тоже наблюдается путаница со временем. Вещие сны (на эту тему писал замечательно, например, Блок и другие) - своеобразная временная петля в бессознательном пространстве. В детстве время тянется долго, при взрослении мы замечаем, что его иногда не хватает. Ужасно, мне так кажется, приближаться к конечному отрезку времени - к смерти и жить с этим чувством, когда на горизонте тебя уже ждут.
Или все-таки, Игорь, время идет быстрее, когда мы находимся выше над Землей? Ведь гравитационный потенциал имеет меньшее значение вдали от Земли.
Цитата: "Каждая ступенька отнимала от жизни 90 миллиардных долей секунды.
По словам, одного из участника эксперимента Джеймса Чин-Вен Чоу (James Chin-Wen Chou), человек, живущий на 102-м этаже, допустим, небоскреба Empire State Building, за 79 лет жизни окажется старше своего брата-близнеца, живущего на первом этаже, уже на 104 миллионных доли секунды".
Значит при чтении литературных текстов мы ускоряемся, а не замедляемся. Два писателя Бергсон и Пруст любили на эту тему размышлять. Старость дает человеку шанс и придает смысл повседневной жизни. А писатели все время находятся наверху и поэтому быстрее уходят от нас.
Американский физик Фред Алан Вольф изобразил время в виде обруча, катящегося вперед. Писатели нас вырывают из этого круга, отдавая свою энергию.
Вы, Игорь, в данном случае придерживаетесь классических ориентиров (закон Гука). Мне нравится искать сравнение в общей теории относительности. Хотя мы говорим об одном и том же, применяя разные модели. Недавно на опыте с применением высокоточных часов было доказано, что чем выше человек живет над землей (например, на десятом этаже), тем медленнее течет время. Писатели нам дарят тексты, при чтении которых мы, наверное, тоже замедляемся. Возможно, их творчество разжимает нас. Главное, чтобы все пошло на пользу.
Нет, Игорь, стареющие писатели и поэты испытывают перед собой, а потом и перед читателем страшную пустоту. Можно, конечно, утешаться тем, что на улице кипит жизнь, а ты вот смотришь в окно в окружении любимых книг, любимой женщины и тоже хочется выпрыгнуть туда - стать вечно молодым, как Дориан Грей. Но старческая душа нашептывает тебе беззубым ртом:
-Затвори окно, продует!
На деле же многие боятся ранней смерти и оправдывают свою биологическую старость естественным ходом вещей. Так должно происходить. Быть может поэтому литература - сверхъестественное занятие жизнью, и подобает уходить все-таки при открытом окне?
Другие статьи в литературном дневнике:
- 14.10.2015. ***
- 11.10.2015. ***
- 10.10.2015. ***