Читая мифологию. Статья.Я давно читаю только мифы и, справочную литературу к ним. Занятное чтиво, в котором полно тех самых деталей. Рассказываю. Начнём с Египта. Всем известен миф об Осирисе, Исиде, Горе и Сете. Но давайте вспомним, что мифы пишут люди и их содержание ярко характеризует состояние умов, нравственности и дозволенности того времени. Представьте себе бога, крошащего тело брата на 12 частей и, отдельно скопящего бездыханный труп. Исида, ведь, так и не нашла священный мужнин фаллос. На тот случай, если попадётся особливо дотошный читатель, миф поясняет сразу. Фаллос съели рыбы. Исида лепит недостающую часть из глины, превращается в птицу и залетает в прямом и переносном смысле. Можно сказать, что этим выражением мы обязаны той стране и тому времени. Рождается Гор, ценой своего глаза отвоёвывает у дяди царство, возрождает папу, но трон не отдаёт. Чётко представляю себе их встречу. " Ты откель, сынок", спрашивает зелёный зомби. " Мамка залетела от глиняного фаллоса", отвечает одноглазый наследник. Мумия поднимает с полу отвалившуюся челюсть и удаляется царствовать мёртвыми. К слову сказать, безутешная мамка не последовала за мужем. Осталась при сыне. Толи, превратив того в мамия, то ли заложив традицию, по которой фараоны считали инцест признаком своего божественного происхождения. Самое яркое впечатление на меня произвела история индийской княжны Кунти. Талия- рюмочка, пышные груди и губы, томные глаза. Эдакая Ашвари Райя. За исключительное благонравие брахман наградил её мантрой, способной привлечь на её ложе любого бога. Вот такая награда. Княжна, заради любопытства, вызывает бога тамошнего солнца Сурью, рожает Карну. Отец приращивает к телу сына золотые серьги и панцирь неуязвимости. Княжна, спохватившись, сплавляет новорожденного уродца по реке. Вроде как, не комильфо рожать незамужней девице даже если она, княжна. Потом Кунти выходит благополучно замуж. Правда муж там не может иметь детей. Не беда. Появляются ещё 5 сыновей богов, а мы не знаем, как решить проблему бездетности. Среди пятерых выделяется сын Индры Арджуна. Частый гость на небе, кажется, женился на сестре Кришны. Тот и поведал шурину основные положения индуизма. Вырос Арджуна кшатрием - профессиональным воином. Карну подобрала и вырастила семья возницы соседнего князя. Сын бога, согласно традициям, теперь не мог выбиться выше, чем возница. Он, конечно, стал побратимом хозяйских сыновей, тоже великим воином, исключительно честным и благородным. Дети выросли. Война, на полях которой, братья встретились по разные стороны окопов. Что делает матерь? Бежит к старшему, рассказывает тому о происхождении и просит не убивать брата Арджуну. Что интересно, Карма не отказывается от приёмных родителей, не предаёт побратимов. Просто обещает непутёвой матери не убивать брата. Арджуне, однако, не было рассказано о родстве с возницей врага. Арджуна вёл себя на поле, соответственно божественной вседозволенности, начисто наплевав на кодексы и правила. Под влиянием хари Кришны. На войну тогда ездили всей семьёй. Кшатрий убивал всех, кто попадался под руку. Убил он и брата, когда колесница последнего, увязла в песке. Во время похорон Кунти, всё- таки, призналась сыновьям в грехе молодости. Старший, но не Арджуна, сказал матери, как она после этого называется. Мучимая раскаянием Кунти, удаляется в лес, где и погибает в огне лесного пожара. Ну как тут не вспомнить Митру, который, ненавидя женщин, совокупился со скалой, благополучно родившей тому сына. К стати о персах, тамошние витязи сплошь и рядом гостили у соседей, пользовались гостеприимством хозяев вплоть до ложа царских дочерей, удалялись, оставляя на случай рождения наследника, заветный перстенёк, а потом, не признав, убивали, подошедших не стой стороны, сыновей. Обнаруживалось родство при обшаривании трупов. Папки были безутешны. До следующего гостевания. Много подробностей всплывает и при прочтении самой известной мифологии, греческой, но я иду обедать. Если интересно, потом продолжу. Сегодня начну с деталей несколько иного рода. Древние легко оперировали абстрактными понятиями. В мифологиях многих народов начало жизни на земле, и не только на ней, заложено Хаосом и Космическим Яйцом. Существуют таблицы- подобия генеалогических древ, согласно которым эти первые произвели Воду и Сушу. Не конкретных кого- то с трезубцем и пучком колосьев, а Дух их. Те, в свою очередь, производили монстров, которых теперь мы называем фетишами. Нечто, чему поклонялись. Помните священные камни и деревья? Потом появились титаны- старшие братья классических богов. Персей и Прометей, из них. Некий историк упоминал древний храм, в котором хранилась сандалия Персея длиной 38 футов. Путём простеньких подсчётов выясняем, что рост героя составлял 5- 6 метров. Не заметить любви такого гиганта было трудно. Почему я заговорила о любви, станет ясно дальше. Андромеда была земной девушкой. Кинг - Конг отдыхает. И, только потом появляются родители Зевса прочих, не съеденных, богов. Один альтернативщик характеризует богов следующим образом. Появляются они, де в компании вечно- пьяных девиц и юношей сомнительного поведения. Вообще, отношение древних к богам, сложно для нас нынешних. Но вернёмся к древу богов. Мифология греков, вслед за ними, римлян - история безудержного божественного адюльтера. И женского, в частности. Число полукровок росло. Сначала всем хватало необычных полномочий, потом появились герои- полубоги. Достаточно упомянуть Ахилла, копьё которого могли поднять только несколько простых мужчин. А, ведь, на момент событий, описанных Гомером, моему родичу не было и 18 лет. Почему родичу. Некоторые источники называют Ахилла киммерийцем, о чём, с гордостью, рассказывали хохлы года за два до нынешней войны. Эллины первый раз стригли своих юношей в 18 лет. Пряди волос посвящались тем богам, под покровительство которых, молодой человек хотел попасть. Ахилл не был стрижен. Далее, процент божественной примеси, становился всё более неубедительным. Внуки и правнуки богов были уже почти никчёмным населением переполненного Олимпа. Вернёмся к отношению древних к богам. Есть легенда об амрите - индусском эквиваленте амброзии. Решили боги и асуры добыть напиток, сохраняющий красоту и молодость. Принялись пахтать океан. Процесс взбивания молока в масло. Ухватились с обеих сторон за царя змеев. Богам без нас, змей, нельзя. Начали тягать бедную животину туда- сюда. Когда процесс был почти завершён, один из богов отсёк украшенную голову одного из асуров. Поясняю, асуры, вроде, как демоны. Причём, не было уточнения, что путём добычи агентурных данных был предотвращён коварный план врага. Речь опять идёт о божественном беспределе. Конечно, началась война. Боги ушли на возвышенности, с которых боялись спуститься лишний раз, а асуры ушли в подполье. Уточняю, асуры- старшие братья богов, как титаны. Вспомните штурм Олимпа титанами, послуживший опорой мифа о восстании Люцифера. Ещё деталь. Происхождение слова асуры. Во время взбивания океана, из него вылезла, нет, не любовь, а сура- божество хмельного напитка. Боги приняли её, а суры - нет. Ну, как не вспомнить " компанию вечно- пьяных девиц и мужчин сомнительного поведения". Снова возвращаюсь к, любимому мной, Митре. Митраизм. Слышали? Основа, с которой христианство вытащило всё, что вытащилось. Начиная с 25 декабря, кончая распятием. Но каков красавец! Сын бога, сразился с Солнцем, победил, остался с побеждённым в друзьях, убил небесного быка. Рассказываю. Небесный бык-дальний космос. Да, и такое было известно древним. По этой причине среди богов было модным преображаться в быка. Убийство, же, Митрой, приравнивалось к " смертью смерть поправ". Он обернул небесную ось, переиначил время и написал новые законы. Был предан, перед казнью закатил Тайную Вечерю, оставил сына, рождённого скалой, воскрес. Идол, символ, единственная слабость. Не признавал греха. Только те последователи учения, которые всю жизнь жили по закону божию, имели право на жизнь после смерти. Эта чистота и послужила одной из причин краха веры. Ещё деталь. Атлантида. Всем поклонникам. Платон Афинский, выпустивший в свет эту головную боль, писал, что атланты были ЗЕМНОВОДНЫМИ. Вот вам привет от нашей Царевны-лягушки. Продолжу поднадоевшую тему. Увидела сообщение Рады и порадовалась. Знания имеют свойство где- нибудь вылезти. Если ещё удаться подтолкнуть кого- то на высказывание давно - назревшей мысли, то, считай, не зря эти знания собирались. Это - замечательно! Каким бы странным предположение другого не показалось... На мой взгляд, Ной, скорее алконавт, чем атлант, но почему бы и нет. Ещё вчера прочла здесь в комментариях реплику, что Атлантами могли быть и дельфины. Это- вообще- зашибись! Представляете? Человечество ищет их на протяжении тысячелетий, а они, рядом. Не в параллельном мире и не в парсеках расстояния, а, рукой подать. Когда- нибудь это станет явным, мы научимся понимать друг друга, и замрёт человечество в рассеянности, как же так... И расскажут дельфины нам о Ное с его, сросшимися пальцами ног, киты окажутся старшими братьями- представителями ещё более древней цивилизации, а акулы, потомками цивилизации ящеров нового света, уничтоженной за особую кровожадность, самими ящерами старого света. Сказка-, равная сказке Заратуштры. По нему мы пришли со звёзд Большой Медведицы. Каждый цвет со своей. Жили мы на материке, сейчас задавленном льдами. Когда похолодало, перебрались в Индию. Потом арии подались в Европу, оставив нам столько загадок и фантазийных полей. Вы, наверняка, знаете о теориях, согласно которым, создателями пирамид были пришельцы из космоса, сиречь, боги. С.В. Баранов в своей статье "Век ящеров", рассказывает несколько иную историю. Первыми были наги и зауроподы. Они владели самыми удивительными знаниями и оружием, до принципов создания, которого мы подбираемся только сейчас. Ума только у них не было. Воевали. Старый свет с Новым. Старый победил. Победил до такой степени, что назрела острая необходимость в передаче знаний. Начались опыты над обезьянами. Опыты не всегда были удачными. Возможно, по этой причине есть минотавры и прочие страдальцы. Боги- генетические удачи пращуров. Они обладали мощью т определёнными знаниями, но до основ не доросли. Их учили и рОстили, но богам надоело, недоучившись, они свергли родителей. Учителя ушли под землю и, возможно, в воду. Боги вовсю пользовались достижениями науки и техники создателей, но починить их не могли. Срок эксплуатации истёк, техника и прочее остановились. Народы, не обладавшие уже никакими знаниями и возможностями, восстали уже против самих богов. Свергли. К власти пришли обычные люди, утверждавшие, что ведут свой род от, ими, же , свергнутых богов. Они поклонялись им точно так, как делали это боги, ведшие свои родословные от неведомых сил, свергнутых ранее. Сами Бывшие мельчали в забвении, становясь бесами и прочей нечистью. Так проходит земная слава. Я уже писала, что античная мифология- чтиво для тех, кому уже есть 18. Зевс- герой- любовник со склонностью к ролевым играм. Гера- дама настолько непредсказуемого поведения, что Гефест, по приказу Зевса, подвешивал её на специальных цепях. Кто такой Ясон? Пират, волею злого дяди лишённый наследства, отправившийся за добычею к колхам. Ведь, именно многочисленные набеги греков на Причерноморские государства, легли в основу мифа о Золотом руне. В Грузии он пользуется склонностью местной царевны, которую за вредность, обходят сами аборигены. Вот Арго, прихвативший вместе с руном царевну, уходит от погони. Вообще, девчонки бегали там, как Изольда за Тристаном, в каком- то английском фильме времён моего девичества. Там королева, высоко задрав подол грубого платья, мерила метры и секунды длиннющими ногами. Как говорил наш, не побоюсь этого слова, классик, " задрав штаны". Царь колхов гонится за кораблём ещё той причине, что аргонавты прихватили его сына. Медея, стараясь отвлечь отца, расчленяет тело брата и бросает в море. Отец останавливается подобрать останки, корабль благополучно уходит от погони. Кто там в аргонавтах? Геракл- герой без страха и упрёка, Орфей- сладкоголосый певец любви. Видимо тогда, никого не смущала такая цена. Вот Ясон и Медея являются к дяде с руном. Ведьма подговаривает дочерей дяди убить отца, обещая его возродить и омолодить. Демонстрируется козлёнок, которого Медея опять режет на куски и, воскрешает. Ясно, что дядю не возродили. Ясон с Медеей перебираются в другой полис, там Медея предусмотрительно отказывает Зевсу, за что Гера обещает, сделает детей Медеи бессмертными. Видимо Медея злоупотребляла тем, что прятала детей в святилище Геры, так как Ясон решил жениться на дочери уже местного царя. Ясон ведёт себя здесь, мягко- говоря, странно. Возможно, предполагал, что убийца будет вести себя, как простая брошенная женщина. Медея убивает соперницу и сыновей. Вообще, оказалось, что дето- убийство- самое распространённое средство для отмщения изменившему супругу. Им пестрят исландские саги, примечания к которым, мне пояснили, что дети в те времена, воспринимались, как продолжатели именно ЕГО рода. К матери они не имели отношения. Смею заметить, что такое отношение существовало ещё очень долго. Медея режет детей и удаляется на колеснице, присланной её дедушкой Гелиосом. Так рассказывает Википедия. А когда я читала комментарии к трагедии Еврипида, там чёрным по белому было написано "отцом". Согласитесь, царь Колхиды теперь уже вызывает жалость. Тесей. Хотела поговорить о Минотавре. Но начнём с героя. Он имел в своей крови такую смесь, что достоин отдельной сказки. В частности, в его родословной значатся легендарные люди- змеи. Люблю, как брата. Он крал Елену ещё до того, как та стала мужней женой, крал Персефону, чем превысил дозволенное богами герою. Крал не для себя, для друга. Был реальный царь, освободивший город от уплаты дани мальчиками. Афины платили Миносу за убийство сына царя острова. Теперь вернёмся к Минотавру. Греки считали большое мужское достоинство наследием своего животного происхождения и страшно этого стеснялись. Как в них сочетались вера в богов и знание о своей природе, другой вопрос. Не являются ли, многочисленные примеры зоофилии затаённой мечтой о ...., задавленном общественным мнением? Представьте себе скучающую царицу, принимающую, то ли Зевса, то ли Посейдона, на ложе, изготовленном в виде коровы. Как объясняла она Дедалу, что нужно сделать? Нужен не просто диванчик в виде коровки, доступ нужен... Ещё вопросы: почему отцы не исправили генетическую ошибку, допущенную при рождении, чудушка? Сами- то туда- сюда превращались. Почему обманутому отчиму позволено было содержать сына богов в скотских условиях и кормить того человечиной? Потом является Тесей, убивает монстра только за то, что тот не знает другой пищи. Я жалею Минотавра, насколько знаю, есть отдельные произведения на эту тему. К, стати, а Тесей, по дороге с Миноса, бросил спящую Ариадну одну. Та досталась, нашедшему её, Дионису, который, в свою очередь, бросил Ариадну ради индийской княжны. Тесей, перед тем, как выехать на Минос, столкнулся со своей мачехой Медеей, успевшей околдовать отца Тесея Эгея и родить тому сына Меда. Медея, почуяв соперника своему сыну, уговаривала мужа отравить гостя. Только увидев на сыне знаки отличия, оставленные им матери Тесея, Эгей, в последний момент выбил из рук сына кубок с отравленным вином. Эгей входил, в своё время, в число аргонавтов, а перед этим Медея наведывалась к Гераклу, но тот накануне убил собственных детей. Горожане выпроводили из города обоих убийц. Вот такая Санта- Барбара. Традиционно считается, что античная мифология- светлая и жизнеутверждающая. Возможно, если читать её в изложении для детей. А я читаю о боге, пожиравшем своё потомство, о Фебе, заживо содравшем кожу с пастуха, осмелившегося выиграть состязание по игре на флейте. У меня не вызывают умиления много- численные истории о том, как озабоченные богини убивают подглядывающих специально или даже случайно. Меня немного удивляет постоянно повторяющийся сюжет об убийствах, не узнанных детей, о несправедливых проклятиях и прочих составляющих героической жизни. Но займёмся, наконец, Троей. Сразу извиняюсь за то, что прежде ввела всех в заблуждение, написав Ахилл. Надо- Ахилл. Бывает. Всем, наверное, известно, что в основе той войны лежат деньги. Происходил очередной передел рынков сбыта. Троя стояла на удобнейших торговых путях, на которые положил глаз Ахейский союз, а была там Елена или нет, науке сей факт не известен. Я зашла в Википедию, соскучилась. Расскажу эту историю так, как прочла у Гомера, а главное, в примечаниях к изданию Всемирной литературы в 200 томах, начавшему издаваться в середине 60-х годов прошлого столетия. В основу поэмы легла масса сказаний, не дошедших до нас. Греки и после Гомера сочиняли эту историю. Рассказ о том, как Одиссей, с помощью хитрости, выманил Ахиллеса с острова, куда его спрятала мать- отсутствует у сказителя. Там он- обычный царь. Правда, на момент начала войны, ему было 15! Отец спокойно благословил сына на поход во главе 60 кораблей. Вообще, Ахилесс достоин, скорее, исследования какого- нибудь психиатра, чем мифолога. Шутка ли. В 15 лет выходить на поле сражения и, практически, в одиночку, решать исход заварушки. Неуязвимость, сверхспособности, знание, где и когда умрёшь. Крышу такое, наверное, сносит, порядком. К, стати, изначально, мальчик носил другое имя. Ахиллесом его назвали после того, как огнём слизало ему губы. Красавец, да? Комплекс на комплексе. Когда Агамемнон забирает у него Брисеиду, Ахилл жалуется матери, что он итак скоро умрёт, а у него ещё и рабыню отняли. Как говорят литературоведы, Ахилл- глубоко- страдающая, неоднозначная личность. Похоронен он под Троей, а тень героя традицией перенесена на Змеиный остров, находящийся в устье Дуная. Начало войны было положено на свадьбе Пелея и Фетиды- родителей Ахилла. Там Парис отдал яблоко Афродите, которая пообещала ему самую прекрасную женщину. Парис- сын главы Трои Приама и его законной жены, Гекубы. Просто женщине приснилось, что она рожает факел, от которого сгорит город. Новорожденного отправляют на такую- то гору, где его воспитывают пастухи. После суда Париса признаёт Кассандра, но предупреждает родителей об опасности. Парис едет с братом Гектором в Спарту, где живёт Елена. Менелай отсутствует, женщина крадётся. Вот здесь начинаются подробности. Между похищением и началом войны проходят 10 лет. В походе участвовали бывшие женихи Елены. Читая Илиаду и Одиссею, я подумала, что, видимо женщина тогда легко опять становилась девицей на выданье, стоило ей, как- то остаться одной. К Елене ахейцы отправляли послов с предложением вернуться домой. Приам, не желая войны, сам изложил этот вариант. Однако. 10 лет войны, из событий которой, только последний год вошёл в поэму. Наконец, Троя взята, Парис убит, Елена снова выходит замуж. Вижу, как сейчас: по коридорам горящего дворца идёт Менелай. В дальней комнате Елена выходит замуж. Менелай идёт методично, вышибая ногой, дверь за дверью. Елена выходит и выходит. Менелай врывается в комнату, где Елена наслаждается очередным замужеством. Та бросается любимому на шею со словами: " Где ты был столько лет? Я тебя так ждала, так ждала, и так, и эдак". Елена принимает самые заманчивые позы ожидания. У Менелая начинают течь слюнки. Он кричит: " Ленка, Ленка, ща ты у меня получишь вознаграждение за 20 лет ожидания! Ща ты у меня станешь самой счастливой женщиной!" Менелай срывает с себя, пропахшие гарью одежды. Ленка скептически смотрит на невыразительный источник внеземного блаженства под царским животом и, вздохнув, начинает громко имитировать, давая возможность недавнему мужу ускользнуть из комнаты. Троянский муж, вне себя от счастья, бежит по коридорам всё, дальше от злополучной комнаты. Опаньки, за углом тоскует Неоптолем- сын Ахилла. Сам Гомер был озадачен неадекватностью последнего. Слишком жесток был. Он уже отомстил Приаму с Гекубой за смерть, никогда не виденного, отца, замстил вдове Гектора, на которой успел жениться, аж три раза подряд. Но душе мало, чего- то ещё хочется, здесь, сами боги послали. "Ха", кричит Неоптолем и, громко топоча коваными сапогами по мрамору дворца, начинает преследование. Троянец всхлипывает и, с низкого старта, пытается уйти от погони. Ему это удалось, когда Неоптолем останавливается выпить с друзьями за удачную охоту. Счастливец заскакивает в дверь, затянутую тенётой, осторожно прикрывает дверь и стоит, уткнувшись лбом в неё, пытаясь успокоить сердце. Тут ему кто- то сзади вежливо стучит по плечу. Туки- туки....Неоптолем через немного времени вбегает в комнату, смотрит в глаза " Туки- туки", в упор не видит и, со словами: " Ушёл, гад", выбегает в коридор. "Да, ладно тебе, Нео, говорит один из греков, пойдём лучше выпьем". " Ага", отвечает за отца мстящий и падает рядом с угощающим, в сон " больше не могу". Из- за двери выползает Туки- туки, принюхивается к спящим, тяжко вздыхает и уползает обратно в... сам решите, куда. Моё последнее сообщение о мифах не вызвало большого интереса, но тему хочу закончить, прежде всего потому, чтобы привести свои мысли в порядок. Итак, Елена. Ей на роду было написано выйти замуж 5 раз. Считаем: 1- Тесей, укравший её ещё девочкой. Братья отбили, но по некоторым сказаниям, после возвращения она родила Ифигению. Было Елене 12 или даже, 9 лет. 2- Менелай. 3-Парис, 4-троянский муж, 5- Ахилл, с которым греки соединили самого сильного и самую прекрасную после смерти. Елена после войны отплыла с Менелаем домой. Буря отнесла корабли к берегам Египта, у которых Менелай и Елена попали в почётный плен к местному водяном богу. Здесь они провели ещё 8 лет, а потом благополучно вернулись домой. Вообще, история Троянской войны- череда наслоений самых разных времён, нестыковки которых, пытались объяснить различного рода предсказаниями. Мот Агмемнон с Менелаем собирают силы. 10 лет. Идут на кораблях, собирают попутчиков, воюют с теми, кто не хочет воевать вообще или с теми, кто занимает протроянскую позицию. Океан относит иногда корабли совсем не в ту сторону, они вынуждены собираться и следовать далее. Агамемнон собрал 100 тысяч человек, героев и прочих охотников. По пути один из греков был ужален змеёй, его бросают на пустынном острове. Корабли подходят к Трое, тут вспоминают пророчество, по которому первый ступивший на землю города, погибнет. Атака срывается. Никто не хотел умирать. Наконец, Одиссей кидает щит на берег, спрыгивает на него и со словами.., возглавляет атаку. Видимо, Хитромудрый остался стоять на щите, потому, что гибнет другой. У Гомера прописано, кто сколько человек убил, с кем имел поединок, как поединок происходил. Так он прописывал и для троянских героев. Гомер, что интересно, не занимал явно- выраженную чью- либо, сторону. О мужестве и горе обеих сторон писал с одинаковым уважением, чего мне явно не хватает. Вот убили Ахилла, Троя стоит. Вдруг вспоминают предсказание, по которому город можно взять только имея в стане стрелы Геракла. Оружие находится у того грека, которого 10 лет назад бросили на необитаемом остове. Мне не понятно, чем думали греки раньше. Объяснение, конечно, есть. Каждый новый рассказчик для поддержания интереса к реликту, вносил свои истории. По ним для взятия непокорного города понадобился Неоптолем, палладиум- жертвенник Афине, хранящийся в самом городе, Троянский конь. А потом, все герои войны погибли. Нет, не от старости, болезней и ран. Их угораздило кого- то изнасиловать в храме Посейдона. Я считала, что этот бог входил в протроянское лобби богов, Википедия утверждает обратное. Тогда, тем более странно поведение греков. Хотя, и Гомер не скрывал, что победители были совсем не в состоянии трезво мыслить. Обидевшийся бог разметал возвращающиеся корабли по своим просторам, расшиб героев о скалы. Остальное доделали другие боги. Те, из участников войны, кто, всё- таки, добрался до дома, погибли уже там. Так, на пример, Агамемнон с небольшой частью своих людей, был убит во время пиршества, устроенного его женой по случаю благополучного возвращения. Убит женой и её любовником. Вот вам леди Макбет тамошнего уезда. Одиссей. Череда таких деталей, что остаётся только разводить руками. Его отец- Лаэрт, был сыном Зевса и позволял себе лишнее. На Итаке он был известен своими хитростью, изворотливостью, не чист был на руку. Одиссей последовал папиному примеру. На войну ехать не хотел, понятное дело. А кто бы поехал?Предсказано было, что с войны он вернётся через 20 лет нищим. Одиссей притворился сумасшедшим, впряг в одну упряжку коня и быка и начал сеять соль, но посланный Агамемноном пригрозил, что убьёт новорожденного Телемаха, если Одиссей не перестанет валять дурака. Потом герой сведёт счёты с посланником. Кажется, героическая история с высадкой на землю Трои. Во время войны царь Итаки не отсиживался в лагере. Там вообще такого не было. Сам поход греков возглавляли Агамемнон, Менелай, Ахилл, Одиссей, Диомед... Они и воевали больше всех. Между Одиссеем и Ахиллом тоже был конфликт. Одиссей предлагал брать город не только доблестью, но и хитростью, с чем Ахилл не мог согласиться. Герой умер и понеслась. Одиссей крадёт лук и стрелы у обидевшегося грека, крадёт из города палладиум, что- то ещё. Красива в фильме Кончаловского сцена ссоры царя Итаки с богом. Гомер тоже описывает странствия царя волшебно. Разбираемся в позднейших наслоениях. Цирцея имела от Одиссея кучу детей. Просто герой решил уехать. Вот он нищим возвращается на Итаку. Родители царя в поте лица добывают хлеб и козий сыр где- то на камнях острова. Отец объявляется сыну, приходит во дворец и устраивает бойню. Родители убитых женихов были влиятельными людьми. Третейский суд, в который они обращаются с жалобой, приговаривает Одиссея к изгнанию на определённый срок. Во время этого изгнания родственники женихов должны были выплатить ущерб, нанесённый женихами Одиссею. По совету предсказателя Одиссей отправляется в изгнание пешком, дабы искупить вину перед Посейдоном. Там, где местные жители удивятся веслу, которое странник понесёт на плече, следует принести жертвы богу. Так и случилось. Одиссей был прощён, женился на местной царевне, родившей ему сына. Глупая женщина назвала сына тем именем, которое дали сыну Одиссея, родившемуся после возвращения с войны. Герой вспомнил о доме и вернулся. Иного объяснения у меня нет. Итакой правит Пенелопа. Оказывается, двоюродная сестра Елены. Телемах изгнан, так как предсказано, что Одиссея убьёт родной сын. Так оно и случилось. Телегон- сын Одиссея и Цирцеи едет знакомиться с отцом, ошибка в навигации. Мальчик думает, что высадился на другом острове и начинает грабить. Тут выскакивает постаревший царь. Телегон убивает старца, предсказание свершилось. Чтобы не было так грустно, нет, без комментариев. Телегон женится на Пенелопе, а матерь выдаёт замуж за брата Телемаха. Единственной, повторяю, страдательной, тенью этой истории остаётся для меня Ахилл. Мальчик, всю жизнь проживший, под тяжестью предсказания. Ему было 5 лет, когда началась война, 15, когда она пришла за ним. Он выходил на поле и, в одиночку решал исход сражений. Он делал дубли, хетт- трики, покеры, трибуны неистовствовали...ой... Когда убили Патрокла, Ахилл нагой выскочил на поле боя. Один вид героя в горе и бешенстве поверг врага в панику и бегство. Мне больше нравится Митра и Гильгамеш. Эпос о нём старше Илиады и Одиссеи на тысячу лет. Вот так говорит о Гильгамеше Википедия:" Гильгамеш был правителем, чьи деяния завоевали ему такую широкую славу, что он стал основным героем шумерской мифологии и легенд. Поэмы о Гильгамеше и его подвигах писались и переписывались на протяжении веков не только на шумерском языке, но и на большинстве других самых крупных языков Западной Азии. Гильгамеш стал героем всего Древнего мира — искателем приключений, храбрецом, но фигурой трагической, символом человеческого тщеславия и неуёмной жажды известности, славы и бессмертия — до такой степени, что современные учёные часто воспринимали его легендарным персонажем, а не реальным человеком и правителем". Он был правителем города- государства, всего на треть человеком. Отвоевал самостоятельность у более- сильных соседей, построил городскую стену длинной 9 км., шириной- 5 метров. Вместе с тем, Гильгамеш был из тех, кто " ни стой, ни погоди". Буйный. Жители города обратились к богам с жалобой. Те из глины создали примитивного человека, который должен был стать противовесом Гильгамешу. Но боги просчитались. Мужички переведались силой, подружились и начали безобразить вместе. К счастью горожан, подвиги совершались вне стен. Друзья вместе крутили хвосты местным чудовищам, убили быка, охранявшего священную рощу. Опять бык... Где- то по пути Гильгамеш отказал Иштар- богине. Богини во всех мифологиях имеют штучные характеры. Иштар пожаловалась папе, боги убили друга Гильгамеша, Энкиду. Вот здесь начинается самое интересное. Царственный баловень отправляется в Царство мёртвых для того, чтобы возродить друга. Он преодолевает много препятствий, умудряется как- то обойти людей- скорпионов, охраняющих подступы к Царству, встречается с человеком, пережившим всемирный потоп. Того боги сделали бессмертным. Ут-Напиштим рассказывает Гильгамешу о цветке бессмертия. Царь достаёт цветок, на обратном пути Змей похищает цветок. Куда богам деваться без нас- Змей. Всю чёрную работу делаем за них. Гильгамеш, всё- таки ,встречается с тенью друга, но возвращается в город ни с чем. Вот то, что на рубеже семнадцатого- шестнадцатого веков до нашей эры человечество смогло создать эпос не о богах, не о любви, даже не о бессмертии, а о дружбе, это поражает. А слог какой... © Copyright: Оксана Самоенко, 2014.
Другие статьи в литературном дневнике:
|