Последняя капля в чашу терпения

Алана Инош: литературный дневник

Сборник "Мгновения жизни" завершён, пополняться больше не будет.


* * *
Написав и выставив на читательский суд «Ты» и рассказы из серии «Мгновения жизни», я не могла не знать, на что иду, ставя себя перед читателем в положение с обнажённой душой. Как живой экспонат в музее. Писала не для славы, не из честолюбия, и уж конечно, не для гонорара, а просто потому что не могла не написать. Я получила массу отзывов, и подавляющему большинству из их авторов я низко кланяюсь за то, что пропустили через себя эти непростые в эмоциональном плане страницы. Но, видимо, у всего и у всех есть свой предел, в том числе и у меня. А точнее, у моего нахождения в вышеназванном положении. У моей способности выносить обсуждение разными читателями этой особенной для меня книги (а значит, и меня, моих поступков и т.д.) снова и снова. В последнее время мне стало больновато это делать.


Я немного устала отвечать на вопросы, кому-то что-то доказывать, спорить, а порой и оправдываться... В частности, ответ на вопрос, правда ли всё, что я описала, и в какой степени это автобиографично, имеется в предисловии к «Ты». Для тех, кому этого недостаточно, раз и навсегда отвечу: автобиографично до мелочей. Если читатель всё равно не верит или не понимает — я ничего не могу поделать. Как поётся в песенке — «хоть поверьте, хоть проверьте». Всё, что я сочла нужным сказать, я сказала.


Есть ещё читатели-«однолюбы», которые не приемлют Александру... Это отдельная песня, в которой я мысленно поставила для себя точку. Ибо у каждого своя жизнь, и давайте будем её проживать, не судя друг друга. Неизвестно ещё, каким боком эта жизнь к нам повернётся и какие знания нам откроет.


Читатели все разные, с разным жизненным опытом, разными взглядами и моралью. И отзывы, соответственно, тоже разные. Но иногда они проходятся по мне, как наждачка, обдирая душу... А то и, простите, слоновьими ногами проутюживают. (Честное слово, охотно верю, что без задней мысли и с самыми лучшими намерениями.) А мне с этой душой ещё как-то жить, работать, писать дальше. У всего есть свой запас прочности. И у меня стойкое ощущение, что с меня в некотором роде хватит... Постояла на виду у народа — и будет. Не хочется делать из себя героиню ток-шоу «Пусть говорят».


Этот момент рано или поздно должен был настать, и наивно было бы думать, что я этого не предполагала. «Ты» и «Мгновения жизни» — больше, чем литературные произведения, это моя жизнь. Но мне больше не хочется получать на них отзывы. Никакие. Я больше не хочу обсуждать эти вещи по личным, внутренним психологическим причинам. Прежде всего, именно потому что они написаны на личном материале. Всем, кто читал и отозвался, я низко кланяюсь. Всех остальных прошу не обижаться на уставшего автора. Читайте или не читайте. Верьте или не верьте. Возмущайтесь, не соглашайтесь, испытывайте разнообразные чувства. Увы, вместить все ваши ответные эмоции и «переварить» все ваши слова я просто не в силах. Поначалу справлялась, но теперь стало тяжело.


Конечно, ответственность за это состояние и ситуацию лежит полностью на мне, ибо сама написала, сама выложила. Винить некого. На сайтах, где это технически возможно, я закрыла комментирование к произведениям личного характера, а именно, к «Ты» и рассказам из «Мгновений жизни». Всем, кто уже по ним отписался — ещё раз огромное спасибо. Я понимаю, что читатели могли бы написать ещё много разнообразных, замечательных отзывов, но среди них неизбежно будет маленький процент неловко впивающихся автору в душу острыми краями. Я старалась не обращать внимания на вторые ради первых, но, видимо, эта цена стала для меня дороговатой. Я не сержусь и не обижаюсь ни на кого, всем читателям очень благодарна за то, что они есть. Всех их люблю. Не обижайтесь и вы на меня, если не буду отвечать и общаться по поводу этих произведений.


У «Мгновений жизни» продолжения не будет. Не хочу больше писать о личном. Зареклась это делать после «105 сантиметров», но нарушила зарок, наступила на те же грабли с «Письменами в сердце». С данного момента я занимаюсь только вымышленными сюжетами. Их, по крайней мере, можно обсуждать: за ними не стоит реальной жизни с реальной болью. И за них не будет повода бить автора «под дых», в живое. С вымышленными историями делайте, что хотите: критикуйте, ругайте, анализируйте, оценивайте. Допускаю даже поучения, что и как мне следовало написать. А с личным и настоящим я больше этого не хочу. Автор — живой человек и ему иногда бывает больно от ваших слов. Допишу «Дочери Лалады», а там... поживём — увидим.


***
Чтоб читатель не гадал и не искал, прилагаю комментарий анонимного гостя (с моим ответом) в дневнике на Diary.ru, после которого мне что-то расхотелось обсуждать "Ты". Просто к сведению новых читателей и во избежание очередных недопониманий. Цитаты выделены >>>...<<<


2013-05-10 в 11:56


>>> Ох, опять дорогой мой автор вышибает почву из под ног! Вот уже и неделю живу под странным впечатлением от "Ты" и не знаю, как отнестись к этой книге ???: то ли книга-перевертыш "Слепых душ", с героями которых автор не мог расстаться и продолжил жизнь их в реалиях, или как и сказано автобиография??? <<<


alanaenoch: Это автобиография с минимальной литературной обработкой. Факты без художественного вымысла.
Написано же русским языком - "не вымышленная история", но люди всё равно переспрашивают... Извините, пожалуйста, за резкость, просто терпение у автора имеет границы.


>>> С удовольствием устроила бы опрос среди читателей: а) реальные события б) вымышленная жизнь - .Кто как оценит? Где проходит грань между реальностью и вымыслом? "Из какого сора растут стихи не ведая стыда"..? <<<


alanaenoch: Честно признаться, с меня хватит. Мне не хочется больше никаких опросов, рассматривания и оценивания этой книги. Раз и навсегда отвечаю всем, кто так же, как и Вы, не знает, как к этой книге относиться: вымысла в ней нет. Поэтому и не стоит искать здесь эту грань. Если кто-то всё равно не верит или не понимает - ничего не могу поделать.


>>> Так и "Ты" в какой то момент превращается из автобиографии в литературную мистификацию на мой неискушенный взгляд благодаря позиции автора: можно превратить книгу в памятник любимому умершему человеку, всё в памяти его свято, но живое всегда живо и не совершенно, ангелы по земле не ходят , "я героев не встречала в этой жизни". А Александра любящими глазами видится совершенством; ну , что бы Вам помешало заставить её устало сесть на невыкорчеванный пень, позвать пьяненьких соседей на помощь, нет Черный плащ сам контролирует свою реальность! И фотосессия соседского кысика не в помощь.<<<


alanaenoch: Я могу относиться к описанным в "Ты" людям как угодно: субъективно, идеализированно, но единственное, в чём я не позволила себе грешить, так это в фактах. Все они имели место в реальности. И ничего выдумывать, приукрашивать или изменять якобы для большей достоверности - потому что кому-то может показаться, что так не бывает - я не могла и не могу.
Данный рассказ тоже фактически просто описание реального дня. Вымысла здесь нет, и вводить его я не вижу надобности.
У меня есть две книги с полностью, "от и до" вымышленным сюжетом: "У сумрака зелёные глаза" и пишущиеся в данный момент "Дочери Лалады". (В "Слепых душах" фантазия и вымысел присутствует, но также и много личного). Вот там уместно предлагать что-то менять в действиях героев, "заставлять" их поступать так, а не иначе. Потому что это вымысел. А там, где вымысла нет вообще - простите, неуместно.


>>> Ваша повесть потребует ещё много жертв. Желаю Вам удачи. <<<


alanaenoch: Очень любезно с Вашей стороны предупредить меня об этом. Спасибо, конечно, за пожелание, но что-то не хочется такого развития событий. Последняя капля упала. Мне неприятно это говорить, но я вынуждена технически закрыть обсуждение произведений, написанных на личном материале, отключив комментарии. Устала я что-то объясняться, бодаться и дискутировать о том, что уже произошло и что нельзя изменить. Слишком сильно и надолго это выбивает из колеи.



Другие статьи в литературном дневнике: