Отзыв на книгу Татьяны Грачевой Кисло-сладкоеВот такая, блин, вечная молодость (с) Сильная социальная проза. Без оговорок и комплиментов - это, на сегодняшний день, самая сильная книга автора. В литературном плане, и в плане художественной ценности. И о главном. О художественной ценности. Вы знаете (хотя откуда бы?), в литературоведами моей Родины была выведена формула художественной ценности. Это отношение меры простоты к мере сложности. Для меня, я много раз это говорил, книга является книгой, если понятно зачем она написана как книга, какая у нее необходимость быть написанной. Цельность художественного полотна, где раскрыты сюжет, история (история это надсистема сюжета, масштабные причины, по которым происходит сюжет), поднята и раскрыта тема, даны ответы на вопросы, которые ставит книга, когда понятно, зачем ты читал эту книгу, зачем ты прожил эти жизни героев, зачем ты продумал эти их мысли, и как теперь ты сможешь применять пережитый опыт в жизни реальной, - вот что делает книгу книгой. Главный инструмент, которым пишется Книга - это авторская оценка, акценты, которые расставляет автор. От имени ли героя-контрольной точки, от имени ли автора. Без авторских оценок любая книга это уровень Дом-2 или ток-шоу За стеклом. Любой, даже самый захватывающий, сюжет без авторских оценок - это просто паноптикум. Кисло-сладкое - Книга. Автор написал сюжет, а потом ужасно точно, тонкой кисточкой расставил нужные акценты, сделав книгу глубокой и нужной. О такой книге хочется рассказывать, ее легко брать в нарицательные примеры - а что может быть лучше для "карьеры" книги, когда она выполняет свою самую главную функцию, становится учебником жизни, когда примеры из нее настолько достоверны, что могут сделать лучше твою жизнь? Итак, сюжет. В один класс приходят двое новеньких, между ними пробегает искра, с которой они не знают, что делать. Знаете, есть такая злая старая шутка в интернете: Очень достоверно раскрыты характеры героев. Мы так любим всегда говорить про рост героев, про переоценку, про взросление. Но почему-то забываем, а с какого перепугу это должно бы произойти? Ну вот что у вас в жизни такого случилось, что заставило бы вас повзрослеть? Что вы такого переоценили со школы? Ну, кроме Эзоповской идеи относительно своих бодрых юношеских мечтаний. Вы же тоже просто сказали про свои мечты "виноград зелен" и припорошенные неудачами притихли. Вот это мы называем "повзрослели". Довольствоваться малым, знать, что жизнь не будет такой, как вы мечтаете, в эмоционально-чувственном плане - это мы называем переоценили и поняли жизнь. И потому-то мы тратим миллионы на бесконечное неправдоподобное писево про предначертанных демонам и избранных повелителями. Потому-то мужчины читают и смотрят про то, как другие мужчины завоевывают миры (у меня герой моей книги Все возьми, викинг из альтернативной вселенной, как-то спросил меня, что такое кино и что такое спорт. И я ему рассказал. И он сказал: то есть это мужчины, которые ничего не делают, смотрят как другие мужчины проявляют силу или понарошку занимаются мужскими делами? Да, Фрей, именно так). Вот такое вот взросление. Почему мы называем смирение с бессилием взрослением? Очень четко и до дна откровенно показаны характеры героев. Маруська Игоревна, пунцовая, как томат, убежала в подсобку и захлопнула двери. Соня задержалась, собирая высыпавшиеся из пенала ручки. Застёгивая рюкзак, увидела, что Марк тоже не ушёл, стоит в проходе, гипнотизируя двери, за которыми скрылась учительница. На его лице читалась жалость и замешательство. Кажется, обычаями нового класса он был удивлён не меньше Сони и сейчас явно колебался между желанием уйти и узнать, что там с учительницей и не наложила ли она на себя руки после такой неприятной сцены. Это то, что раскрашивает героев. Этот маленький момент показывает нам их отношение к жизни и к красоте. И дальше автор очень искусно подтверждает и подтверждает этот момент. Вы все теперь знаете про героев. Все, что с ними происходит, происходит вот поэтому. Второстепенные герои тоже все характерные. Автор и там дает свои авторские оценки, раскрывая мотивации каждого. Поэтому узнать себя можно в поступках любого. Так как жанр книги - социальная проза, а не как ошибочно можно подумать, что это любовный роман, в книге подняты важные социальные проблемы: школьная иерархия и как жить после нее, будет ли влиять школа на взрослую жизнь? На самом деле будет или только у вас в голове? Токсичная мать, слабый отец - что делать? Важно ли успеть оценить любовь родителя, которую не замечал? Чего по-настоящему стоит стыдиться, а чего, как раз, не стоит? Книга, несмотря на вой в последнее время, по поводу защиты детей от всего взрослого и реальной жизни, будет полезна и старшим школьникам и взрослым. Именно о таком лучше прочитать, чем совершить. Социальный срез книги достаточно богатый, чтобы можно было переложить опыт героев на свою жизнь. В книге есть сцена с Дуги, от которой искристо и пьяняще веселится сердце. Ну, мое, по крайней мере. Но это, конечно, личное, потому субъективное. Вообще, Дуги, как контрольная точка, в книгах Грачевой, это отдельный вид искусства)) Безжалостная стихия, которая, в отличие от автора, которая всех своих героев, конечно, любит, ко всем человеческим загонам равнодушен и оценивает их как есть, с точки зрения бескомпромиссной правдивости. Он чехвостит свою Анасейму (в книге Анасейма) за желание работать в дельфинарии. Она все равно туда идет. И после его пронзительной и злой речи ты думаешь - ну, неудивительно, почему у нее все так. Если вот, тебя уже личиком ткнули, а ты луп-луп глазками. Он презрительно оценивает человеческую трагедию с отцом Анасеймы (там же). Нимагу-нимагу, так больно. Ну утопись, божэж, раз ниможешь. Его равнодушие к человеческой попытке магии и зарокам и к ее обиде. В Кисло-сладком Дуги встречают главные герои и он оценивает их отношения. Не боясь обидеть. Ему-то что? Равнодушно он говорит героине, что море любит ее в ответ, и тут же обзывает неумной. Ну а что, Анасейма тоже не блещет, сказал бы он, разве это повод не любить? Вон, и этот олень любит - так оценивает главного героя Дуги. И так это, знаете, точно. Финал. Закономерный какой-то. Психологически достоверный. Конечно, интересно, что там дальше, выше. Но в рамках сюжета и истории все сказано. Парня было бы куда жальче, если бы финал был другим, в рамках сюжета же. Горячо рекомендую к прочтению. #хорошие_книги #годные_книги #отзыв #Дуги © Copyright: Альбирео-Мкг, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|