Неизвестная статья Бахтина. КомментарийВ 1929 году вышла первая книга М.М.Бахтина - "Проблемы творчества Достоевского". В это время он уже был арестован и находился под следствием, а в марте 1930 года - был отправлен в ссылку в Казахстан, в Кустанай. Там он оказался вместе с бывшим хозяином Ленинграда и Коминтерна Г.Е.Зиновьевым. Следующая книга Бахтина вышла только 34 года спустя (это были переработанные и сильно дополненные "Проблемы поэтики Достоевского"; в 1965 году последовало "Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и ренессанса"). С тех пор слава его достигла мировых масштабов. Но возникает вопрос: неужели за все эти тридцать четыре года Бахтин так-таки ничего и не напечатал, не разу не поучаствовал в официальной литературной жизни?.. Известно конечно, что, проработав пять лет на должности экономиста в кустанайском райпотребсоюзе, Бахтин в 1934 году опубликовал статью... "Опыт изучения спроса колхозников" (да еще в 50-е годы, работая преподавателем в Мордовском педагогическом институте, напечатал пару статей в местной прессе). Но статья 1934 года традиционно обходится бахтинистами деликатным молчанием и до сих пор совершенно не изучена (а между тем, тщательный анализ ее показывает, что это замечательное явление культуры, полностью укладывающееся в магистральное русло научного творчества Бахтина!). А еще? В 1934 году истек срок кустанайской ссылки, но Бахтин после этого бывал в столицах - Москве и Ленинграде - только наездами, не торопясь перебираться в эпицентр политического беснования тех лет (напомню, что 1934 год - это убийство Кирова и открытый переход сталинской клики к политике тотальных репрессий) и еще только выбирая место, где ему вновь обосноваться с супругой, Еленой Александровной. Наконец, в 1937 году выбор пал на Москву. Тогда, в немногие оставшиеся предвоенные годы, Бахтин устанавливает связи с официальной гуманитарной интеллигенцией Москвы, готовиться защищать в Институте мировой литературы диссертацию о Франсуа Рабле и полностью подготавливает к изданию книгу "Роман воспитания и его значение в истории реализма" (рукопись во время войны погибла в издательстве). Вот к этому времени и относится публикация рецензии на роман Г.Уэллса в журнале "Литературное обозрение", о которой идет речь в моей работе "Неизвестная статья М.М.Бахтина". Я натолкнулся на эту статью по счастливой случайности (просматривая, кстати сказать, материал к помещенной здесь же, на "Стихи. ру", работе "Пушкин и Тютчев"!). Венгерский коммунист и философ Дьёрдь Лукач, эмигрировавший в СССР и являвшийся идеологом журнала "Литературный критик", приложением к которому выходило "Литературное обозрение", был известен бахтинскому кружку еще в начале 1920-х годов, как автор (тогда еще - не марксистской) книги "Теория романа". Поэтому появление статьи Бахтина в этом издании в 1937 году не могло быть случайностью. Круг "Литературного критика" боролся с узколобым социологизаторством в изучении литературы и, как противовес ему, наряду с углублением в труды "классиков марксизма", выдвигал обращение к наследию так называемых "революционных демократов" - Белинского, Чернышевского, Добролюбова... Как показывают работы Бахтина и сохранившиеся материалы, относящиеся к его научной деятельности, ему импонировала подобная тактика борьбы с оголтелым марксизмом; фигуры "революционных демократов" вызывают у него уважительное к себе отношение - вплоть до того, что Чернышевского (не знаю уж - в шутку или всерьез) он называет, ни много ни мало... создателем "полифонического романа", наряду с Достоевским! Любопытно по этому поводу заметить, что тогда же, когда выходит и получает известность книга Бахтина о Достоевском 1929 года (в том числе, и в русской эмигрантской критике), - выходит и роман В.В.Набокова "Дар". В нем также ведется бой... за Чернышевского: под видом уничижительного биографического романа о нем. написанного героем "Дара", Ф.К.Годуновым-Чердынцевым, фигура Чернышевского изымается из под гнета махровых либерально-оппозиционных интерпретаций, и в писателе - впервые! - открывается иное, экзистенциальное измерение, делающее его близким и симпатичным любому, не ангажированному иссушающим душу политико-социологическим подходом, читателю. И что не менее любопытно: начатое Набоковым было продолжено... учеником Бахтина - В.Н.Турбиным (к самому Набокову, кстати, относившимся довольно скептически), увидевшим в знаменитом романе "Что делать?" непрерывную полемику... с Евангелием, переиначивание, а то и "плагиатирование" его! (Взгляды Турбина нашли отражение в книге бывшей студентки его семинара И.Паперно "Н.Чернышевский - человек эпохи реализма".) Творческий подход круга "Литературного критика" к изучению литературы и марксизма вообще не мог, конечно же, остаться безнаказанным в этой враждебной всему творческому и всему человеческому коммунистической атмосфере эпохи. В 1940 году журнал - по многочисленным просьбам до глубины души возмущенных деятелей науки и литературы! - был ликвидирован ("Литературное обозрение" просуществовало вплоть до начала войны). Аргументации авторства М.М.Бахтина и посвящена комментируемая здесь работа. В рецензии 1937 года я нахожу предельно сжатое отражение значительной части научно-философской понятийной системы, созданной Бахтиным и изложенной им в работах, к тому времени в львиной своей доле еще не опубликованных и известных лишь ближайшему кругу его друзей-единомышленников. Мало того: детальный анализ обнаруживает целый ряд текстуальных соответствий рецензии и этих неопубликованных произведений! Так что принадлежность этой маленькой статьи Бахтину можно считать несомненной. Но вслед за этим встает иной вопрос, масштабы которого для современной бахтинистики трудно переоценить: а какова была вообще доля участия Бахтина в публикациях этого журнала - "Литературное обозрение"? Ответ на этот вопрос способен коренным образом изменить наше представление о биографии Бахтина в самые лютые годы сталинизма: от полного неучастия в общественной жизни, абсолютной творческой и литературной изоляции уединенного мыслителя, не понятого и не принятого своей эпохой, каким Бахтин до сих пор воспринимается и своими горячими поклонниками, и своими столь же ревностными недоброжелателями (этому, впрочем, уже сейчас радикально противоречат факты и о деятельности Бахтина в ИМЛИ, и об успешном продвижении его издательского проекта!) - до... перемещения его в самый центр общественно-литературной жизни тех лет, превращения его фигуры в активное действующее лицо происходивших в те страшные годы событий...
© Copyright: Алексей Юрьевич Панфилов, 2009.
Другие статьи в литературном дневнике:
|