Календарь Прозаики России

Алена Вохринцова: литературный дневник

27.01.2011 г. - родился Павел Петрович Бажов (15 января (27 января) 1879, Сысертский завод, Екатеринбургский уезд, Пермская губерния, Российская империя — 3 декабря 1950, Москва, СССР) — русский писатель, фольклорист; впервые выполнил литературную обработку уральских сказов.
Лауреат Сталинской премии второй степени (1943). Член РКП(б) с 1918 года.
П. П. Бажов родился 15 (27) января 1879 года в семье рабочего Сысертского завода (ныне Свердловской области). В детстве жил в Полевском. В числе лучших учеников окончил церковно-приходскую школу, потом было Екатеринбургское духовное училище, в котором он учился с 10 до 14 лет и, наконец затем в 1899 году он окончил Пермскую духовную семинарию. Работал учителем в Екатеринбурге и Камышлове. Женился на своей ученице, в семье родилось четверо детей.
В Гражданскую войну воевал на стороне красных, с июля 1919 года — прибыл в г.Усть-Каменогорск (Казахстан) для восстановления разгромленной в ходе неудавшегося восстания узников Усть-Каменогорской тюрьмы большевистской ячейки. Под видом страхового агента осуществлял связь между партизанскими соединениями «Красных горных орлов».
После освобождения Усть-Каменогорска от белогвардейцев Бажов оказывается в центре событий. Он становится редактором, а по существу и организатором, и выпускающим, и метранпажем газеты. Одновременно ему вменяется в обязанность «сохранить общее наблюдение за работой отдела народного образования». Он создает учительские курсы, организует школы по ликвидации неграмотности, принимает участие в восстановлении Риддерского рудника. В июле 1920 года в казахские волости посылается 87 учителей, подготовленных с его участием. 10 августа 1920 года под руководством П. П. Бажова и Н. Г. Калашникова в городе прошёл Первый уездный съезд Советов.
В мае 1921 года П. П. Бажов, вследствие тяжелого заболевания и по просьбе Камышловского исполкома, возвращается к себе на родину, на Урал, в Камышлов. Там продолжает журналистскую и литературную деятельность, пишет книги по истории Урала, собирает фольклорные записи. Первая книга очерков «Уральские были» вышла в 1924 году.
В 1936 году в журнале был опубликован первый из уральских сказов «Девка Азовка», а в 1939 году вышло первое издание уральских сказов — «Малахитовая шкатулка». Эта книга при жизни автора неоднократно пополнялась новыми сказами.
Депутат ВС СССР 2—3 созывов с 1946 года.
Скончался П. П. Бажов 3 декабря 1950 года в Москве. Похоронен в Свердловске на Ивановском кладбище.
Награды и премии
* Сталинская премия второй степени (1943) — за книгу уральских сказов «Малахитовая шкатулка»
* орден Ленина
Сказы
Сказы, записанные и обработанные Бажовым — изначально фольклорные. Многие из них (т. н. «тайные сказы» — старинные устные предания уральских горнорабочих) он слышал мальчиком от В. А. Хмелинина с Полевского завода (Хмелинин-Слышко, дед Слышко, «Стаканчик» из «Уральских былей»). Дед Слышко — рассказчик в «Малахитовой шкатулке». Позже Бажову пришлось официально заявлять, что это приём, и он не просто записал чужие рассказы, а действительно является их сочинителем.
Позже термин «сказ» вошёл в советскую фольклористику с лёгкой руки Бажова для определения рабочей прозы (прозы рабочих). Через некоторое время всё же было установлено, что он не обозначает никакого нового фольклорного явления — «сказы» оказались преданиями, легендами, сказками, воспоминаниями, то есть жанрами, которые существуют уже многие сотни лет.
Архетипичность образов
Глубинные пласты образов Бажова ещё ждут своего исследователя — в советский период литературоведы больше обращали внимание на «героический подвиг» рабочих и т. п.
Мифологические персонажи сказов делятся на антропоморфных и зооморфных. Весьма образны персонификации природных сил:
* Хозяйка Медной горы — хранительница драгоценных пород и камней, иногда предстает перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой — в виде ящерицы в короне. Происхождение своё ведёт, скорее всего, от «духа местности». Существует также гипотеза, что это преломленный народным сознанием образ богини Венеры, знаком которой на протяжении нескольких десятков лет в XVIII веке клеймилась полевская медь.
* Великий Полоз — ответственен за золото. Его фигура создавалась Бажовым на основе суеверий древних хантов и манси, уральских легендах и приметах горщиков и рудознатцев. Ср. мифологический змей. Фигурируют также многочисленные дочери Полоза — Змеевки.
* Бабка Синюшка — персонаж, родственный Бабе-Яге.
* Огневушка-Поскакушка, танцующая над месторождением золота (связь между огнём и золотом).
Основные произведения
Автограф Павла Бажова
* «Уральские были» (1924) — книга очерков
* «Формирование на ходу» (1937) — книга, за которую Бажов был исключен из партии
* «Зелёная кобылка» (1939) — автобиографическая повесть
* «Малахитовая шкатулка» (1939) — сборник сказов
* «Ключ-камень» (1942) — сборник сказов
* «Сказы о немцах» (1943) — сборник
* «Дальнее — близкое» (1949) — мемуары
* «За советскую правду»
* «Через межу»
* «Отслоения дней» — дневниковые записи, письма
Сказы
* Алмазная спичка
* Аметистовое дело
* Богатырева рукавица — фольклорный сказ о Ленине
* Веселухин ложок
* Васина гора
* Голубая змейка
* Горный мастер
* Далевое глядельце
* Две ящерки
* Демидовские кафтаны
* Дорогое имячко
* Дорогой земли виток
* Ермаковы лебеди
* Жабреев ходок
* Железковы покрышки
* Живинка в деле
* Живой огонек
* Змеиный след
* Золотой волос
* Золотоцветень горы
* Золотые дайки
* Иванко Крылатко
* Каменный цветок
* Ключ земли
* Коренная тайность
* Кошачьи уши
* Круговой фонарь
* Малахитовая шкатулка
* Марков камень
* Медная доля
* Медной горы Хозяйка
* Надпись на камне
* На том же месте
* Не та цапля
* Огневушка-Поскакушка
* Орлиное перо — фольклорный сказ о Ленине
* Приказчиковы подошвы
* Про Великого Полоза
* Про «водолазов»
* Про главного вора
* Рудяной перевал
* Серебряное копытце
* Синюшкин колодец
* Солнечный камень — фольклорный сказ о Ленине
* Сочневы камешки
* Старых гор подаренье
* Тараканье Мыло
* Таюткино зеркальце
* Травяная западенка
* Тяжелая витушка
* У старого рудника
* Хрупкая веточка
* Хрустальный лак
* Чугунная бабушка
* Шелковая горка
* Широкое плечо
Главные персонажи
* Хозяйка медной горы
* Данила-мастер
Интересные факты
* Бажов — дед по материнской линии политического деятеля Егора Гайдара и, соответственно, прадед политика Марии Гайдар.
* К 120-летию писателя, в 1999 году учреждена Премия имени П. П. Бажова, ежегодно вручаемая в Екатеринбурге.
* Говорят, советский писатель Демьян Бедный, прочитав сказы Бажова, не воспринял их как оригинальное произведение. Решив, что Бажов просто записал фольклор, Бедный решил переложить эти сказы стихами. Узнав, что он ошибся и он перекладывает чужой труд, поэт расстроился и уничтожил свою трёхмесячную работу.
* Образы из сказов П. П. Бажова — Каменный цветок и Хозяйка медной горы (в виде коронованной ящерицы) — изображены на гербе города Полевской, с окрестностями которого связаны многие сказы.
* Американская писательница-фантаст Мерседес Лэки включила Хозяйку (Королеву) Медной Горы в свою книгу Fortune’s Fool (2007). Там Хозяйка — могучий дух/колдунья подземного царства, но с несколько безрассудным характером.
* Прототип главного героя бажовских сказов, Данила-мастер, согласно книге «Режевские сокровища», родился и вырос на уральской реке Реж, в небольшой деревне Колташи, это знаменитый горщик Данила Зверев.
* В память о писателе назван посёлок городского типа Бажово, сейчас входящий в состав города Копейска.
* Именем писателя назван ежегодный Бажовский фестиваль народного творчества в Челябинской области.
Увековечение памяти
Памятная монета Банка России, посвящённая 115-летию со дня рождения П. П. Бажова
В честь П. П. Бажова названы улицы в Москве, Екатеринбурге и других городах России, Украины и Казахстана (улица Павла Бажова в Усть-Каменогорске).
В честь Павла Петровича Бажова назван пермский теплоход, принадлежащий бюро туризма «Спутник» и теплоходной компании «WolgaВолга».
Постановки
* кинофильмы:
o «Каменный цветок» (1946)
o «Синюшкин колодец», короткометражный, 1978 г.
o «Золотой полоз» (2007), режиссёр Владимир Макеранец
* мультфильмы:
o «Синюшкин колодец», перекладки, 1973 г.
o «Медной горы хозяйка», кукольный, 1975 г.
o «Малахитовая шкатулка», кукольный, 1976 г.
o «Каменный цветок», кукольный, 1977 г.
o «Серебряное копытце», рисованный, 1977 г.
o «Подаренка», кукольный, 1978 г.
o «Горный мастер», рисованный, 1978 г.
o «Огневушка-поскакушка», рисованный, 1979 г.
o «Травяная западенка», рисованный, 1982 г.
* спектакли:
o балет С. С. Прокофьева «Сказ о каменном цветке» (постановка 1954)
o балет «Каменный цветок» А. Г. Фридлендера (поставлен в 1944 г.)
* опера К. В. Молчанова (постановка 1950 г.)
* симфоническая поэма А. Муравлева «Азов-гора»
* оркестровая сюита Г. Фрида.




27.01.2011 - родился Илья Григорьевич Эренбург (14 (27) января 1891, Киев — 31 августа 1967, Москва) — русский советский писатель, поэт, переводчик с французского и испанского языков, публицист, фотограф и общественный деятель.
Вице-президент ВСМ с 1950 года. Депутат ВС СССР с 1950 года. Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1942, 1948). Лауреат Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами» (1952).Родился в зажиточной семье. Его отец — Герш Гершонович (Герш Германович, Григорий Григорьевич) Эренбург — был инженером и купцом 2-й гильдиии; мать — Хана Берковна (Анна Борисовна) Эренбург (урождённая Аринштейн, 1857—1918) — домохозяйкой. В 1895 году семья переехала в Москву, где отец получил место директора Хамовнического медопивоваренного завода. С 1901 года учился в 1-й Московской гимназии вместе с Н. И. Бухариным.
С 1905 года участвовал в революционной деятельности, присоединился к большевикам. В январе 1908 года был арестован и освобождён до суда, но в декабре эмигрировал во Францию. В Париже занимался литературной деятельностью, вращался в кругу художников-модернистов, выпустил сборники «Стихи» (1910), «Я живу» (1911), «Будни» (1913).
В 1914—1917 годах был корреспондентом русских газет «Утро России» и «Биржевые ведомости» на Западном фронте. В 1917 году вернулся в Россию. Отрицательно восприняв победу большевиков (сборник стихов «Молитва о России», 1918), в 1921 году снова уехал за границу.
В 1921—1924 годах жил в Берлине, в 1922 опубликовал философско-сатирический роман «Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников…», в котором дана мозаичная картина жизни Европы и России времен Первой мировой войны и революции. Был пропагандистом авангардного искусства («А всё-таки она вертится», 1922).
В 1923 году написал сборник рассказов «Тринадцать трубок» и роман «Трест Д. Е.». Эренбург был близок к левым кругам французского общества, активно сотрудничал с советской печатью. С 1923 года работает корреспондентом «Известий». Его имя и талант публициста широко использовались советской пропагандой для создания привлекательного образа сталинского режима за границей. С начала 1930-х годов постоянно жил в СССР и начал проводить в своих произведениях мысль «о неизбежности победы социализма». Выпустил романы «День второй» (1934), «Книга для взрослых» (1936).
Во время гражданской войны в Испании 1936—1939 годов Эренбург был военным корреспондентом «Известий»; выступал как эссеист, прозаик (сборник рассказов «Вне перемирия», 1937; роман «Что человеку надо», 1937), поэт (сборник стихов «Верность», 1941). После поражения республиканцев перебрался в Париж.
В 1940 году вернулся в СССР, где написал и опубликовал роман «Падение Парижа» (1941) о политических, нравственных, исторических причинах разгрома Франции Германией во Второй мировой войне.
Потом <22 июня 1941> за мною приехали повезли в «Труд», в «Красную звезду», на радио. Я написал первую военную статью. Позвонили из ПУРа, просили зайти в понедельник в восемь часов утра, спросили: «У вас есть воинское звание?» я ответил, что звания нет, но есть призвание: поеду, куда пошлют, буду делать, что прикажут.


— ЛЮДИ, ГОДЫ, ЖИЗНЬ. книга IV


В годы Великой Отечественной войны был корреспондентом газеты «Красная звезда», писал для других газет и для Совинформбюро. Прославился пропагандистскими антифашистскими статьями и произведениями. Значительная часть этих статей, постоянно печатавшихся в газетах «Правда», «Известия», «Красная звезда», собраны в трёхтомнике публицистики «Война» (1942-44). В 1942 году вошёл в Еврейский антифашистский комитет и вёл активную деятельность по сбору и обнародованию материалов о Холокосте.
Илье Эренбургу принадлежит авторство лозунга «Убей немца!». Адольф Гитлер лично распорядился поймать и повесить Эренбурга. Нацистская пропаганда дала Эренбургу прозвище «Домашний еврей Сталина».
Впрочем, после статьи «Хватит!» в «Правде» в апреле 1945 года появилась статья заведующего Управлением пропаганды и агитации ЦК ВКП Г. Ф. Александрова «Товарищ Эренбург упрощает».
Вместе с В. С. Гроссманом составил знаменитую Чёрную книгу о геноциде еврейского народа на территории СССР.
Послевоенный период творчества
Могила Ильи Григорьевича на Новодевичьем кладбище Москвы
После войны выпустил роман «Буря» (1946—1947).
В 1948 году Голливуд выпускает в прокат фильм «The Iron Curtain» (режиссёр William Wellman, о побеге шифровальщика ГРУ Игоря Гузенко и советском шпионаже). 21 февраля того же года Эренбург в газете «Культура и жизнь» публикует статью «Кинопровокаторы», написанную по заданию министра кинематографии И. Г. Большакова.
Положение Эренбурга среди советских писателей было своеобразным — с одной стороны, он получал материальные блага, часто ездил за границу, с другой стороны был под контролем спецслужб и часто даже получал выговоры. Таким же двойственным было отношение властей к Эренбургу в эпоху Хрущёва и Брежнева.
После смерти Сталина написал повесть «Оттепель» (1954), которая дала название целой эпохе советской истории. В 1957 году вышли «Французские тетради» — эссе о французской литературе, живописи и переводы из Дю Белле. Автор мемуаров «Люди, годы, жизнь», пользовавшихся в 1960-е — 1970-е годы большой популярностью в среде советской интеллигенции. Семья
* Первая супруга (1910—1913) — переводчица Катерина (Екатерина) Оттовна Шмидт (1889—1977, во втором браке Сорокина). Их дочь — переводчик французской литературы Ирина Ильинична Эренбург (1911—1997), была замужем за писателем Борисом Матвеевичем Лапиным (1905—1941). После трагической гибели мужа удочерила и вырастила девочку:
Он привез с войны девочку Фаню, на глазах у которой в Виннице немцы расстреляли родителей и сестер. Старшие же братья служили в польской армии. Фаню успел спрятать какой-то старик, но так как это было связано с большим риском, он велел ей: «Беги, ищи партизан». И Фаня побежала. Эту девочку Эренбург привез в Москву именно в надежде отвлечь Ирину от горя. И она удочерила Фаню. Поначалу всё было довольно сложно, поскольку девочка плохо говорила по-русски. Изъяснялась на какой-то чудовищной смеси языков. Но потом русским быстро овладела и даже стала отличницей.
Ирина с Фаней жили в Лаврушинском; там же жил и поэт Степан Щипачёв с сыном Виктором. С Виктором Фаня познакомилась еще в писательском пионерлагере; полудетский роман продолжился в Москве и завершился браком. Мама поступила на филфак в МГУ, но быстро поняла, что это не её, и, поступив в медицинский, стала врачом. Брак продлился недолго — три года. Но я всё-таки успела родиться.
* Вторая супруга (с 1919 года) — художница Любовь Михайловна Козинцева (1900—1970), сестра кинорежиссёра Григория Михайловича Козинцева, ученица Александры Экстер (Киев, 1921), Роберта Фалька, Александра Родченко. С 1922 года участница выставок в Берлине, Париже, Праге, Амстердаме.профиль удален. Около 90 её живописных и графических работ хранятся в Отделе личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Знаменитые слова
И. Эренбургу принадлежат знаменитые слова: «Увидеть Париж и умереть».
Премии: Сталинская премия первой степени (1942) — за роман «Падение Парижа» (1941)
Сталинская премия первой степени (1948) — за роман «Буря» (1947)
Международная Сталинская премия «За укрепление мира между народами» (1952)
Скончался после длительной болезни 31 августа 1967. Проститься с писателем пришло около 15 000 человек.
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 27.01.2011. Календарь Прозаики России