Повесть Одна жизнь

Алексей Козис: литературный дневник

(продолжение предыдущей записи)
Итак, повесть "Одна жизнь". Это одно из ранних сочинений автора. В ней отражены опыт его детства, юности и молодости. В трудный период жизни, когда, казалось бы, "некуда дальше идти", молодой человек осмысливает все свое прошлое, чтобы понять свое назначение, цель своей жизни. Здесь и раннее детство, и школьные товарищи, и отношения родителей, и институт, и последующее вступление во "взрослую жизнь", начало работы. Выводы оказываются неутешительными - жизнь, которая, кажется, так хорошо начиналась, представляется неудавшейся, лишенной смысла. Попутно, однако, появляются новые возможности изменения ситуации. Однако, и они оказываются неудачными, не ведущими по-настоящему к разрешению проблем. Выход приходит неожиданно, и оказывается совсем в другой области.
Несмотря на то, что в повести использованы мои личные воспоминания, ситуации моей собственной жизни, это именно _повесть_. У нее есть свой замысел, своя композиция, свой сюжет. По существу, это первое стройное, гармоничное сочинение, которое мне удалось написать. Несмотря на то, что ситуация, которая здесь описывается, достаточно тяжелая и неприятная, мне кажется, что в этой повести есть своя лирика, своя поэзия. Может быть, это происходит потому, что герою удалось в какой-то степени "подняться" над жизнью, он смотрит на нее как бы со стороны, оценивает, размышляет. В конце возникает новая тема, связанная с религией, которая как раз тогда стала заметным явлением нашей общественной жизни, и получила дальнейшую разработку в следующих моих сочинениях.
Повесть писалась в 92-93 годах. Первые замыслы и наброски относятся к моим студенческим годам, т.е. к 80-ым. Получившись с самого начала достаточно стройной, она, тем не менее, несколько раз перерабатывалась - сначала была написана от руки, затем перепечатана на машинке, затем перенабрана на компьютере. Уже позднее, в 2004 году, я снова ее переработал, сделав, как мне кажется, более стройной, "компактной", добавив разбиение на части. Чуть более года назад, осенью 2013-го, я снова открыл первую часть, и понял, что ее можно сделать более ясной и стройной. Эту часть и помещаю теперь. Попутно пришла идея пересмотреть и всю повесть, создать, так сказать, "окончательный" ее вариант. В новой переработке убираются слишком частные и "личные" места, содержание делается более объективным, добавляются (в детских и юношеских разделах)) черты реальной жизни 70-80-х годов, сюжет делается более динамичным, стиль и язык - как мне кажется, более ясными. При этом само содержание повести, все ее ситуации, действующие лица, мысли и настроения главного героя остаются прежними. Т.о., это все та же, прежняя повесть, но изложенная мной заново, моим теперешним языком.
Последнее замечание о форме и композиции. Это - видимо, одно из тех сочинений, где автор стремится создать _целостную картину жизни_. Детство, юность и молодость, внутренняя жизнь и внешние наблюдения, обстановка в различных социальных учреждениях, сцены в городе и на природе, необходимость зарабатывать и попытки творчества, грустные и светлые чувства, выходы даже в область "личной жизни", намеки в конце на духовную жизнь - все это делает сочинение достаточно разносторонним. Это-то, в сущности и свидетельствует, что перед нами именно _повесть_, а не просто рассказ автора о собственной жизни. Само же сочинение решено в классической четырехчастной форме. В ней же впоследствии были написаны роман "Откровенный разговор" и повесть "Старый дом". Но здесь имеет место как бы "круговая" композиция - в четвертой части все возвращается "на круги своя", все найденные "выходы" оказываются ложными. Но зато тут же начинает брезжить и вырисовываться впереди новый, действительный выход.
Вот, собственно, и все. Поместил здесь пока 1-ю часть, которую закончить было сравнительно легко. Сразу же, на подъеме начал обрабатывать 2-ю часть. Так что она, возможно, появится в скором времени. Но дальше придется сделать перерыв - здоровье не позволяет работать слишком быстро, да и не стоит торопиться с публикацией таких серьезных сочинений. Повести, над которыми трудился столько лет, вполне заслуживают неторопливой, серьезной работы. Хорошо, однако, что эта повесть небольшая - такая же, примерно, как "Старый дом". Тем более она заслуживает того, чтобы ее последнюю, окончательную редакцию сделать _хорошо_. Да и мне самому теперь не клицу какая бы то ни было суета - теперь не до того, чтобы производить на кого-нибудь "впечатление", добиваться известности - хорошо, если удалось неторопливо, спокойно поработать и опубликовать хоть что-нибудь.
Вот и все.



Другие статьи в литературном дневнике: