Краткое содержание романа Под НебесамиДля тех, кто захочет познакомиться с этой, 4-й главой, попробую кратко изложить содержание всего романа. Он посвящен ситуации в религиозной жизни России последнего времени, т.е. последних 25 лет, начиная с 90-х годов. Герой романа, устав от московской суеты, переезжает в небольшой провинциальный городок, затерянный среди бескрайних полей и лесов. Здесь, в спокойной обстановке, при отсутствии каких-либо серьезных дел, в нем неожиданно проявляются духовные, религиозные интересы. Правда, удовлетворить их "традиционным" способом оказывается не так просто, поскольку центральный храм города находится в разрухе, обещает прийти в нормальное состояние еще не скоро, но зато в городе действует другая религиозная организация - т.н. "братство", организованное не по приходскому, а по групповому принципу. 40-летний герой романа и его добрая знакомая - юная 18-летняя девушка в своих поисках Православия попадают именно в него. Одновременно в городе действует другая мощная организация - т.н. "ревнители", главные духовные стремления которых - в возвращении к прошлому, в "реставрации" той духовно-общественной ситуации, которая была в России аж еще в дореволюционные годы. Весь первый том посвящен постепенному нагнетанию противоречий между этими двумя большими группами верующих людей. Причем герой, в силу своей неопытности, поначалу ничего не понимает, а героиня, в силу особых свойств своего характера, берет на себя странную роль "посредника" и "примирителя" между этими двумя духовными течениями. В конце концов, на некоторой конференции, происходящей незадолго до Рождества, эти две общественные силы встречаются, и конфликт становится окончательно ясным. Попутно, в течение 1-го тома, происходят различные события в личной жизни героев, рассматриваются вопросы прихода человек к вере, отношений верующих людей, отношений между поколениями, происходят разговоры с некоторыми второстепенными персонажами, главная героиня готовится выйти замуж за одного своего товарища по Братству - короче, все то, что составляет т.н. "ткань романа". Во втором томе (действие которого происходит в конце весны - начале лета), конфликт достигает полного своего развития. Правда, в романе он изображен несколько символически - потому что реально, конкретно описывать все эти ситуации просто не хватило бы никаких сил. Основное действие происходит как бы "за кадром" - а реальное содержание романа составляют встречи и разговоры главных действующих лиц. Характерно то, что все действия и взгляды "ревнителей", т.е. реакционных, "устремленных в прошлое" сил романа, главные действующие лица заранее осознают как смешные и несостоятельные, как это всегда и бывает в реальной действительности. Но интересно, что и действия "братьев", т.е. прогрессивной, устремленной в будущее группы, те же лица постепенно перестают одобрять и принимать. Здесь главное место отводится новому герою, жениху главной героини, который, занимая в Братстве достаточно высокое положение, разочаровывается в нем и начинает искать новых путей в духовной жизни. Героиня же, слишком активно вмешавшись в неуправляемые общественные процессы и, так сказать, "перемолотая" ими, гибнет, не дожив до свадьбы всего несколько дней. Это, собственно, и составляет содержание публикуемой ныне 4-й главы 2-го тома. Дальше, т.е. в 5 и 6-ой главах, должно быть дано объяснение случившихся событий, рассмотрены дальнейшие судьбы героев, намечена дальнейшая судьба Братства, сделаны предположения о дальнейшем развитии нашей общественной жизни. Особое внимание (правда, небольшое) собираюсь уделить возникновению Братства и личности его основателя - вообще проблеме возникновения и существования подобных больших сект. Особой темой является возможность "третьего пути" - т.е. не принадлежности к подобным общественным течениям, а просто внимательной внутренней жизни и трезвого, объективного наблюдения, к которому и склоняется большинство героев. Важна и тема традиционной Церкви, в которую, в конце концов, некоторые герои возвращаются. Впрочем, все это еще надо написать. И, конечно же, все это не в форме научного исследования, а в художественной форме, на основе той обстановки и того сюжета, которые я избрал. В целом, мне кажется, этот роман принадлежит к области социально-психологической прозы, с заметным усилением религиозного элемента. Он берет начало в русской классике конца XIX века. Но, несмотря на то, что он все же получается достаточно объемный, по сравнению с "многоэтажными" романами Толстого, Лескова, Достоевского он все-таки более скромный и "компактный". Мне почему-то кажется, что он более связан с произведениями Достоевского - но ему все невольно подражают. Однако, здесь не столько внутренний мир человека, сколько исследование больших общественных течений, группировок, сект - вернее, человек перед этими реальностями. Что касается меня, то мне почему-то полюбилось время от времени возвращаться в этот тихий мир провинциального городка, где у людей ушла опора из-под ног, и они стараются найти себе новую, стараются понять наше настоящее и возможные пути развития нашего общества, вновь обрести вечную веру - и просто быть счастливыми. Не все, наверное, в этом романе удачно. Кое-что может быть не очень логично, что-то - не очень "стыковаться". Первый том может казаться несколько затянутым, из-за длинных, не слишком динамичных разговоров, особенно первые две его главы, данные еще в прежней редакции. Я сделал "открытие", что о подобных вещах не следует писать полностью серьезно, и поэтому в романе тут и там проглядывает юмор - но, заканчивая эти, последние главы, я стараюсь эти, юмористические места сокращать. Этот городок можно рассматривать как символ всей России, а в какой-то степени, если кому угодно - и всего мира. Люди живут, встречаются, пытаются понять смысл своего существования - а над всем этим раскинулись бездонные Небеса, и с них на все это смотрит Бог. То, что, несмотря на сложность темы и содержания, я сам эту обстановку полюбил, и время от времени вношу сюда новые сцены и главы, свидетельствует о том, что замысел все же в какой-то степени удался. Может быть, эти размышления побудят кого-нибудь из читателей познакомиться с другими главами сочинения, а меня - подвигнут дальнейшей работе над ним.
© Copyright: Алексей Козис, 2015.
Другие статьи в литературном дневнике:
|