Я пожалела Гамлета
Свой взгляд...
Трагедия Шекспира «Гамлет». Принято считать, что драматург вскрыл позор социальной и политической системы феодализма. Якобы в ней - ненавистные Шекспиру черты, характерные для "зарождающегося буржуазного" мира: корыстный эгоизм, распад освященного веками кодекса чести, лицемерие и двоедушие. Интересно в какой системе этого не было?( Только в раю. А разве нельзя представить змИя-искусителя "нарождавшимся" пороком всех искушений цивилизации? Ибо трагедия эта началась в Эдеме, когда Адам, вместо того, чтобы сожалеть о содеянном, воскликнул: " Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел..." Не странно ли? Откуда в "подобной" Душе столько гнили? Ну ланн - у меня другая цель, не теологическая). Автор не делает в трагедии НИКАКИХ политических выводов. Но последующие поколения критиков, переводчиков, режиссёров, актеров постарались ПРИСПОСОБИТЬ, чтобы трагедия Гамлета неизбежно приобретала политический характер. Мне думается, что мысль таинственного Шекспира гораздо глубжжжжжжже и касается не внешних атрибутов жития, а самой сущности бытия человека.
И у меня иное - впечатление.
Я потрясена глубиной видения загадочного Шекспира. И мне кажется, что Мастер, будь он сейчас вдруг воскрешенным, удивился бы и опечалился тому цвету, в который облекли его гениальное творение потомки.
В репертуарах театров мира трагедия «Гамлет» с давних пор занимает самое почетное место. "Быть или не быть..." - стало актуальнейшей фразой всех умов всех народов. Лучшие актеры-трагики веков воплощ
(-ют)ли на сцене образы датского принца и его возлюбленной Офелии.
В трагедии два основных лица. Гамлет и Офелия. Как два главных лица в Эдеме, потом в аду(на земле). Лучше всех это понимал Белинский, который писал, что: «Офелия занимает второе лицо после Гамлета. Это одно из тех созданий Шекспира, в которых простота, естественность и действительность сливаются в один прекрасный, живой и типичный образ... Представьте себе существо кроткое, гармоническое, любящее, в прекрасном образе женщины; существо, которое умрет от любви отверженной или, что еще скорее, от любви сперва Разделенной, а после презренной, но которое умрет не с отчаянием в Душе, а угаснет тихо, с улыбкою на устах, с молитвою за того, кто погубил ее;
угаснет, как угасает заря на небе в благоуханный майский вечер: вот вам Офелия».
К трагедии Любви всегда привязывается банальная мысль. Ищут виновников. Виновен Полоний, Клавдий, виновен мир, в котором идет политическая борьба за власть. Да идет. Мир всегда полон лжи, коварства, мир дышит душегубством, изуверством, интригами, преступлением, фальшью... И автор их -человек!
Гамлет - другой. В нем живет дух благородства(рыцарь!). Он умен. Он способен быть государственным мужем и ученым("цвет и надежда радостной державы") соединяет в себе черты благородного рыцаря(воина),в нем - "Чекан изящества, зерцало вкуса... ". Он любит и любим!!!
Нононо! Ум Гамлета поражен и заражен. Жизненные коллизии его матери раздражают Гамлета. Он считает её слабой и преступной. Он не понимает
м о т и в о в, которые движутся в жизни сердца его самого родного человека. Почему? Где закончилось его благородство? Не понимает и не принимает. И - переносит это в свои отношения с Офелией. "О, что за гордый ум сражен!"Ну да сражен! Чем? Болезнью(добавить.....).
Для того чтобы облегчить свой разрыв с Офелией, Гамлет выбирает самый низкий, самый жестокий способ . А ведь имя этому способу - коварство! Он избирает ложь и коварство! Сатанинский способ разрушить душу человека. Он смеётся над ней! Больнее ранить любящее существо НЕЛЬЗЯ!!!! Он д у м а е т и д у м а е т неправильно. Он думает, что если он представит себя в искаженном свете(ах, как он жесток! Ах, как он бездумен!),то Офелия разлюбит его и оставит, забудет и когда-то станет вновь счастливой. Заблуждение слишком заносчивых мужчин, слишком самоуверенных в своей правоте! Гамлет с у д и т в лице Офелии весь женский род! И даже выносит ей приговор (причем, замечу, ИСКРЕННЕ) - «уйти в монастырь».
Гамлет отказывается от Офелии. Что не говорите, он предает любимую, предает любовь, предает себя!!! И ради чего? Страны? Власти? Науки? Высоких целей? НЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕТ. Ради МЕСТИ. Вот его коварное жало! Ради мести он приносит на жертвенник, что было самое лучшее в его жизни, самое светлое, самое жизнеутверждающее!!!! Он кладет на алтарь жертвенника Любовь и Жизнь.
Офелия - нежная дочь, нежная возлюбленная. Она попадает в жернова вражды. Офелия(простодушная и кроткая)не не может понять смысла и значения борьбы, которая идёт в Эльсиноре, она не не "верит" в сумасшествие Гамлета, потому что это и есть правда, для неё, и обреченно соглашается стать «орудием испытания» в руках Полония и Клавдия. Душа её не не в силах вынести удары судьбы - душа её перестала ощущать музыку жизни. Она не м о ж е т жить без любви. И гибнет. Ей нечего делать в этом мире. Где она не находит понимания, защиты(хочу подчеркнуть!) з а щ и т ы!!!!
"о, как сердцу снесть: видав былое, видеть то, что есть!"
Гамлет не косвенно виноват в смерти Офелии(как это представляют на современных сценах),так и пишут("он остается, как отмечал литературовед А. Аникст, «нравственно чистым, ибо преследовал благородные цели и зло, которое он совершал, было ответом на козни его противников»!!! Это пишет мужчина, который, наверно, не знает, что есть Любовь, которой посвящено вся жизнь Шекспира и всё творчество.В этом мире ЛЮБОВЬ больше не живет. Вот истинный мотив всех его произведений. Ей нет места.
Принято считать, что безумие Гамлета — всего лишь маска,а вот безумие Офелии - безумие. А я думаю, что то, чему бросил свою жизнь Гамлет, погубив себя и Офелию, и есть настоящее безумие. И я разлюбила Гамлета. Мне просто его жаль.
Другие статьи в литературном дневнике: