Таня Даршт

Алла Молчанова: литературный дневник

Кризис среднего возраста



http://proza.ru/2012/12/25/1292



Кризис среднего возраста -
В пресс-релизе контакты...
Уходите без возгласа,
Уходите без такта ...
И портрет благодушия
Не рисуйте на память.
Пусть коньяк равнодушия
Будет пахнуть клопами.
Ложь фальшивомонетная
Дна достигнет фонтана.
Я была неприметная,
А теперь - перестану...
Я колючему городу
Пожимаю плечами
И кажусь очень гордою,
А не то, что в начале...
Социологи бдительны -
Душу вмиг обесточат:
Вспомнят ваших родителей
И прочтут между строчек:


"Ищет мужа с опаской
Между Львом и Тельцом,
Кто напишет ей сказку
Со счастливым концом".


*


Ветра шуршали: девочка, пора...
В часах песочных время обмелело,
Где тайнами мадридского двора
Всё ищет выход гость окаменелый.


Изжив любимой полудетский взгляд,
Где омут грусти укрывали тени,
В пространственном миров переплетенье,
Её любил он, только жизнь назад...


Там не ходили рыбы по земле,
Но не было прекрасней и нелепей:
Их жизнь в своём стремительном седле
Несла сквозь драматизм великолепий.


Пусть не было в помине звёздных войн
И зависти препятствовал астрал,
Но подозрений мысленный конвой
Любимую в немилость заковал.


И сотрясалась тем земная ось,
Что на земле живущим средь лжецов
От оговоров гибнуть довелось
Под недоверие святых жрецов.


Душа шептала: девочка, пора...
Твой горизонт страданий просветлел:
Свершая выбор зла или добра,
Кто ошибался, тот окаменел...


Когда-то за любовь слагая тост,
Теперь Голгофе он прибавил дел...
Душа любви пласталась на погост,
А он не верил.
Или не хотел.


*


О, уважаемая публика,
Не докучайте мне вопросом,
Что дружба - это кубик Рубика, -
Уже не пользуется спросом...
О, таинство головоломок!
Предел пространственных мышлений!
Крутите, не боясь поломок,
И получайте впечатлений!
А надоест на увлечение
Вам убивать свои часы, -
Тогда вздохните с облегчением:
У вечности - свои весы...







“Подсолнухи”, теперь синонимом голландского художника Винсента Ван Гога (1853 - 1890), является одним из signature series, представляющих жизни этапов в подсолнухах " различные фазы цветения. “Подсолнух-мое," - Винсент Ван Гог.


"Я чувствую потребность стать другим, начать все заново и извиниться за то,
что мои картины несут в себе почти крик отчаяния,
хотя мои сельские подсолнухи, возможно,
и звучат благодарностью".


Ван Гог часто писал цветы: ветви цветущих яблонь, каштанов, акаций, миндальных деревьев, розы, олеандры, ирисы, циннии, анемоны, мальвы, гвоздики, маргаритки, маки, васильки, чертополох… Цветок представлялся художнику "идеей, символизирующей признательность и благодарность". Подсолнух был любимым цветком Ван Гога.


В одном из его писем к брату Тео мы читаем: «Подсолнух, в некотором смысле, - мой». Художник писал подсолнухи одиннадцать раз. Первые четыре картины были созданы в Париже в августе - сентябре 1887 г. Крупные срезанные цветы лежат, подобные каким-то диковинным, умирающим на наших глазах существам.


Примятые, теряющие упругость лепестки похожи на взъерошенную шерсть или на языки гаснущего пламени, черные сердцевины – на огромные скорбные глаза, стебли – на судорожно изогнувшиеся руки. От этих цветов веет печалью, но в них еще дремлет жизненная сила, сопротивляющаяся увяданию.



«Ваза с двенадцатью подсолнухами». Холст, масло, 91 х 72 см, август 1888 г. Новая Пинакотека, Мюнхен
Ровно через год, в счастливую и самую плодотворную пору своей жизни, художник снова возвращается к подсолнухам. Ван Гог живет на юге Франции, в Арле, где все приводит его в восторг: неистовое солнце, яркие краски, новое жилище, которое художник называет «желтым домиком» и о котором пишет Тео: «Снаружи дом выкрашен в желтый цвет, внутри выбелен, много солнца».


Винсент настойчиво зовет к себе собратьев-художников, мечтает создать под крышей «желтого домика» своего рода коммуну, которую он называет «южной мастерской».


На его зов откликается Поль Гоген, и Винсент радостно готовит свой дом к приему гостя. В середине августа он сообщает брату: «Рисую и пишу с таким же рвением, с каким марселец уплетает свой буябес (марсельский рыбный суп bouillabaisse – М.А), что, разумеется, тебя не
удивит, — я пишу большие подсолнухи. Последняя картина — светлое на светлом — будет, надеюсь, самой удачной. Но я, вероятно, на этом не остановлюсь. В надежде, что у нас с Гогеном будет общая мастерская, я хочу ее украсить. Одни большие подсолнухи — ничего больше...


Итак, если мой план удастся, у меня будет с дюжину панно — целая симфония желтого и синего». Ван Гог торопится: «Я работаю по утрам с самого рассвета, потому что цветы быстро вянут, и приходится заканчивать вещь в один прием». Но несмотря на все старания, художнику не удается в полной мере реализовать задуманное: к концу лета готовы всего четыре картины, и Винсент решает повесить их не в мастерской, а в гостевой комнате, которая предназначалась Гогену.


Из четырех холстов, написанных в августе 1888-го г., уцелело три: картина с пятью подсолнухами на синем фоне погибла в Японии в годы Второй мировой войны. «Ваза с тремя подсолнухами» находится в частной коллекции в США, и наконец, самые знаменитые полотна хранятся в Лондоне (пятнадцать цветов на бледном желто-зеленом фоне) и Мюнхене (двенадцать цветов на светло-голубом фоне). Через полгода, в январе 1889-го, Ван Гог опять пишет подсолнухи: более светлую вариацию «мюнхенской» картины* и две вариации «лондонской».** (Подлинность одной из этих картин, купленной японской страховой компанией «Ясуда» в 1987 г. на аукционе «Кристис» за 39,5 млн. долларов, оспаривается до сих пор.)


из инета



Другие статьи в литературном дневнике: