***
Как появились гностики.
Что есть БОГ?. Филон. Бог, по его мнению, существо бесконечное; Он не только выше всякого несовершенства, но и всякого совершенства, даже всякого определения. Вне Его и независимо от Него существует материя, на которую Он воздействует через посредство многообразных сил. Между ними первое место принадлежит Слову. Эти силы и самое Слово изображаются то как имманентный Богу, то как отличные от Него ипостаси; они сближаются то с идеями Платона, то с действующими причинами стоиков, то с ангелами Библии и демонами язычников.
Цель. Человек. Конфликт между долгом и хотением. Цель нравственной жизни — победа духа над плотскими влечениями. Главное средство к тому — аскетизм; с Божией помощью полезно также знание и хорошо направленная деятельность. Этим путем душа приближается к Богу и в будущей жизни соединится с Ним, даже в этой жизни, в состоянии экстаза ей может быть дано временное обладание Им.
Итак, Бог далеко отстоит от мира и соприкасается с ним лишь через исходящих от Него посредников; некоторые божественные начала существуют в человечестве, как бы заключенные в узы материи, от которой они стремятся освободиться.
Вот самая сущность гностицизма. Остается добавить сюда искупительную деятельность Христа.
Однако, чтобы дойти до чистого гносиса,
Чтобы придти к этому, надо было открыто порвать с религиозными представлениями Израиля. Ни Филону, столь почитавшему свою религию, ни учителям закона, «иудейские басни» которых оспаривались апостолами, не могло придти в голову причислить Бога Авраама, Исаака и Иакова к разряду злых духов.
не чувствовалось стесняющей почтительности по отношению к Иepyсалимскому Богу. Эта среда не есть плод воображения, она действительно существовала среди самарян. Поэтому предание отцов церкви в изложении истории ересей согласно указывает на Самарио, как на их исходную точку, и на Симона Гиттонского, прозванного Волхвом, как на их первого родоначальника. Это, разумеется, следует принять с некоторыми оговорками: ни Эвиона, ни Керинфа нельзя считать духовными потомками Симона.
с некоторыми оговорками: ни Эвиона, ни Керинфа нельзя считать духовными потомками Симона.
Итак, в истории христианства гносис в собственном смысле впервые появляется в Самарии, старой сопернице Иерусалима. Симон поучал уже в стране, которая была его родиной, когда Филипп явился туда с проповедью Евангелия. Он «перед тем волхвовал и совращал народ самарийский, выдавая себя за кого-то великого. За ним следовали все от малого до большого, говоря: сей есть сила Божия, великая сила» (Деян. VIII). Положение, занятое им, является как бы самарянским слепком с положения Христа в Галилее и Иуде. По свидетельству Деяний, он присоединился к христианству, которое проповедывал сначала Филипп, а затем апостолы Петр и Иоанн, и принял крещение.
Пораженный действиями Духа среди новообращенных, он сделал попытку получить за деньги от апостолов силу совершать такие же чудеса. Притязание это было отвергнуто.
Действиями Духа среди новообращенных, он сделал попытку получить за деньги от апостолов силу совершать такие же чудеса. Притязание это было отвергнуто. Тем не менее в Самарии Симон был у себя дома, и ему было дано одержать верх над Духом Святым. Св. Иустин, который был родом из той же страны, передает, что в его время почти все самаряне почитали Симона за бога, за бога вышнего и господствующего над всеми силами. Одновременно поклонялись и его Мысли (…), которая, подобно ему, воплотилась в женщине по имени Елена. Св. Ириней сообщает больше подробностей об учении Симона. «Существует, по учению Симона, Высшая Сила, sublimissima Virtus, имеющая соответствующее женское начало, свою Мысль. Исходя от Отца, Мысль создала ангелов, а они в свою очередь создали мир. Но так как ангелы не хотели казаться тем, чем были в действительности, т.-е. творением Eнноиа, то они удержали ее, поработили, заключили в женское тело, и затем заставили переселяться из одной женщины в другую. Она воплощалась в Елене, супруге Менелая и, наконец, сделалась проституткой в Тире. Вышняя Сила явила себя иудеям в виде Сына — в Иисусе; в Самарии в виде Отца — в Симоне; в других странах в виде Духа Святого». Вмешательство Бога в дела мира было вызвано, во-первых, необходимостью освободить Енноиа, а затем дурным управлением ангелов. Пророки были вдохновлены ими, поэтому они не заслуживают внимания. Верующие в Симона могут, посредством волхвования, побеждать господствующих в мире духов. Что же касается дел, то они не имеют значения, потому что спасаст благодать Божия; закон — дело ангелов и служит лишь орудием порабощены. Ириней прибавляет, что Симон и Елена служили среди членов секты предметом божеского поклонения, что им воздвигали статуи, изображавшая их в виде Юпитера и Минервы.
Что же касается христологии, то Симон учил, что Вышняя Сила, дабы не быть узнанной во время своего нисхождения в мир, последовательно принимала вид различных ангелов и, наконец, в Иисусе облеклась в человеческий образ; таким образом среди людей Христос казался человеком, хотя не был им в действительности; в Иуде Он предал Себя на видимые страдания, не испытывая их в действительности.
Быть может, в этом изложении есть черты, которые относятся к позднейшему развитию учения, последовавшему за первоначальным основатем секты. Но в общем он вполне соответствуют тому, что говорит Иустин, и что мы читаем в Деяниях. Это постоянное внимание к Библии, даже когда авторитет ее не признается, эта смесь дуалистических идей и греческих обрядов, эта магия, — все это вполне соответствуют самарийской среде, этой благословенной стране религиозного синкретизма. Гносис, получивший более полное развитие в другом месте, намечает уже здесь свои характерные особенности: абстрактный Бог, мир, созданный низшими небесными существами, божество, отчасти умалившее себя в человечестве, и освобождение его посредством искупления. Здесь, в Вышней Силе и первой Мысли (Симон, Елена), можно даже видеть как бы первый намек на брачные пары сизигий валентиновой системы.
Египет. Гностицизм.
в. Цельсу известны были эти разновидности «гностиков», и он даже читал их произведения. В детсте Ориген проживал некоторое время вместе с одним учителем, родом из Антиохии, по имени Павлом, который был в большом почете у александрийских еретиков. Отрывки их литературы находят теперь в коптских рукописях и папирусах. Но наибольший успех был приобретен ими не прямо, а через посредство гораздо более известных гностических систем, с которыми связаны имена александрийцев: Василида, Валентина и Карпократа.
Появление этих ересей относится древними авторами ко времени импер. Адриана (117 — 138 г.). Изложенная подробно и подвергнутая критик св. Иринеем, система Валентина из всех трех наиболее известна и, очевидно, получила наибольшее распространение. Отметим ее главные черты.
Во главе невидимого и неизреченного миpa находится Первосущий Отец, Глубина нерожденная, со своей супругой, Сиге (Молчанием). Когда он «восхотел сотворить», он оплодотворил Сиге, которая родила подобное ему существо, Ум (…), и одновременно женское начало, относящееся к Уму, как Сиге к Глубине. Эта подруга Ума есть Истина. Глубина и Сиге, Ум и и Истина — первые четыре зона — образуют первую четверипу (tetrada). От Ума и Истины рождаются Слово и Жизнь, а от них Человек и Церковь. Таким образом из восьми высших эонов составляется восмерица (огдоада).
Плерома
Эти три группы образуют вместе Плерому: совершенное царство неизреченных духов.
Оказывается , ТУ, тоже гностик.
На последней ступени Додекады и всей Плеромы находится брачная пара: Вожделенный и Премудрость (…). Софиа, Премудрость, внезапно исполняется желанием познать таинственного Отца, Глубину. Но это первоначало всех вещей доступно познанию лишь первородного Сына, Ума. Желание Премудрости является таким образом беззаконным желанием, страстью. Эта неудовлетворенная страсть есть гибель для возымевшего ее существа. Премудрости грозит полное уничтожение и рассеяние в безконечном, но она встречает Предел всего (…), положенный Отцом в виде, грани вокруг Плеромы.
Христос
Ум и Истина, рождают шестнадцатую пару — Христа и Св. Духа, который в сизигии является существом женского рода. Эти два новые зона научили других уважать границы
воей природы и не стремиться познать непостижимое
Валентин
Валентин был довольно снисходительный еретик. Разумеется, он предоставлял своим последователям много льгот на этом свете, а на том — все преимущества вечного прославления, но он допускал, что люди, принадлежащие к великой церкви, обыкновенные христиане, могут добродетельной жизнью достичь известного благополучия. Самому Демиургу, ответственному создателю, творения которого так сильно критиковались в других сектах, предназначался здесь весьма почетный удел.
Василид
От Нерожденного Отца происходить Нус, от Нуса Логос, от Логоса Фронесис, от Фронесис София и Динамис, производящие другие существа: силы, власти, ангелов. — Ими заселяется первое небо. Но существует не менее 365 небес; то, которое мы видим, есть последнее. На нем живут ангелы миросоздатели; во главе их стоит Бог иудеев. Он вознамерился подчинить все народы покровительствуемой им нации. Отсюда произошло столкновение между ним и другими ангелами. Чтобы восстановить мир и освободить человека от тираннии демиургов, Всевышний Отец посылает на землю Нус, который в Иисусе принимает человеческий образ. В момент страстей, Искупитель обменивается видимостью с Симоном Киренейским, который и был распят вместо него. Поэтому нет никакого основания поклоняться распятому и в особенности терпеть во имя его мученичество. Спасение заключается в знании истинного положения вещей, каким его представляют василидиане.
Ветхий Завет был отвергнуть, как написанный по внушению миросоздателей. Магия, дающая власть над этими злыми духами, была в большом почете у василидиан. Они пользовались заклинательными формулами. Самой известной между ними было слово Abraxas или Abrasax, буквы которого, сложенные по их цифровому значение (по-гречески), дают число 365, соответствующее количеству высших миров. Мораль была построена на началах детерминизма, как и в системе Валентина. Вера есть дело природы, а не воли. Страсти имеют некоторый род субстанциальности. Их называли придатками; это — качества животных, связанные с разумным началом, которое оказывается таким образом снабженным причудливыми инстинктами волка, обезьяны, льва, козла
Карпократ
Карпократ был философ-платоник, более или менее зараженный христианским гностицизмом. Он признавал единого Бога, от которого происходит целая иерархия ангелов. Чувственный мир создан ими. Человеческие души сперва окружали Бога Отца; затем упали в матерю и должны быть освобождены из нея, чтобы вернуться к своему первоначальному состоянию. Иисус, сын Иосифа, родившийся в тех же условиях, как и прочие люди, и подверженный на ряду с ними закону переселения душ, мог, припомнив все, виденное им во время своего первого существования, и получив помощь свыше, восторжествовать над миродержцами и вознестись к Отцу. Все могут, как он, по его примеру и теми же средствами, дойти до презрения к мироздателям и спастись от них. В этом они могут иметь такой же и даже больший успех, чем он. Порядок этого освобождения сопряжен с переходом во всякие условия жизни и с исполнением всякого рода дела. Если мера их не завершена в настоящей жизни, как это обыкновенно бывает, то она восполняется последовательным переселением душ, пока не будет совершено положенного числа их. Впрочем, по существу поступки безразличны, лишь мнение делит их на хорошие и дурные. Справедливость, которой учил Епифан, есть в сущности равенство в распределении имуществ. Эти последние, и женщины в том числе, должны принадлежать всем совершенно так же, как дневной свет.
Св. Ириней не хочет верить, чтоб эти сектанты простирали свои нравственные принципы до их крайних выводов и предавались всем мерзостям, которые ими оправдывались. Но он свидетельствует об испорчености их нравов и о соблазн, производимом ею. Он упрекает карпократиан в том, что они порочат христианство, и спрашивает их, как они могут ссылаться на Иисуса, Который в своем Евангелии учит совсем другой морали.
Карпократиане имели на это готовый ответ. Они уверяли, что Иисус имел тайное учение, которое ученики его доверили лишь надежным людям.
Общие положения гностицизма.
1. Бог, творец мира и законодатель Ветхого Завета, не есть истинный Бог. Над ним, на недосягаемой высоте, существует Бог-Отец, высшее начало всех существ.
2. Бог Ветхого Завита не ведает истинного Бога, и мир вмсте с ним не знал о Нем до явления Иисуса Христа, Который произошел от истинного Бога.
3. Между истинным Богом и тварью существует весьма сложная система посредствующих существ божественного происхождения; в нх рядах так или иначе обнаруживается расстройство, нарушающее гармошю. Чувственный мир, а часто также и создатель его, происходят вследствие этого первородного греха.
4. Часть человечества, так или иначе происшедшая от небесного мира, стоящего выше Демиурга, доступна искуплению. Иисус Христос сошел на землю, чтобы освободить ее.
5. Так как воплощение не могло привести к тесному единению между божеством и проклятой материей, то евангельская история истолковывается или в смысле нравственного и преходящего соединения божественного зона с конкретной личностью Иисуса, или же в смысле простой человеческой видимости.
6. Итак, не было ни страданий, ни действительного воскресения Христа; будущее предопределенных ко спасению не связано с воскресением тела.
7. Затерявшаяся в человеке частица божества, т.-е. предопределенная ко спасению, душа, не солидарна с угнетающей ее плотью. Нужно стараться умертвить плоть аскетизмом (ригористическая тенденция), или по крайней мере не верить, что дух ответствен за ее слабости (либертинистическая тенденция).
Из различных источников. Компиляция.
Другие статьи в литературном дневнике: