Многоликая гидра-цензура жива и поныне

Алишер Таксанов: литературный дневник

В Узбекистане цензура продолжает проявляться в разных ипостасях



14.04.2003. То, что спецслужбами блокируются некоторые веб-сайты, никого в Узбекистане не удивить. Стоит кому-нибудь попробовать скачать из Интернета материалы "ЦентрАзия.РУ" или "Навигатора.КЗ", как становиться ясна сила электронного цензора: чаще всего на экране появляется надпись по-английски "Ошибка" или по-русски "Сервер не найден". А если все-таки знакомая первая страница и появляется, то это не означает, что интересующие вас материалы можно прочитать. При попытке вызвать текст на окошке появляется опять та же первая страница. Все хитро и технически грамотно продумано, мол, вроде бы какой-то сбой, так как другие, нейтральные или лояльные статьи открываются по первому требованию. Но на самом деле это элементарная цензура.


Не стоит удивляться, что многие в поисках истины или другого мнения обращаются к Всемирной электронной паутине. Ведь это является не только "окном" в иной мир, но и способом прочитать реальные вести об Узбекистане. Нынешняя официальная пресса не балует читателями острыми и проблемными статьями, хотя, нужно признаться, они все же появляются (раньше бы главный инквизитор слова Эркин-ака рвал бы и метал, увидев это на сверстанных полосах, а редактора ждала бы неприятная встреча с этим тоже не столь привлекательным человеком). Как и в прежние "старые добрые советские времена" страницы пестрят яркими заголовками об удачах узбекской дипломатии на внешнеполитическом фронте, например, поддержке МИДом войны в Ираке, увеличивающемся интересе иностранцев к Узбекистану и их желании поскорее инвестировать эту страну, поздравлениях глав зарубежных государств нашего главы, а также о поступательном развитии национальной экономики, открытии новых школ и видах на богатый урожай…


Этими сказками трудно удовлетворить информационный голод узбекистанцев. Однотипные репортажи с телевизоров или скудные газетные материалы вызывают тошноту и недоверие к масс-медиа. И надежды люди обращают к Интернету, как к более осведомленному источнику. Там появляются нелицеприятные и неудобные для правительства статьи, разоблачаются их махинации и гнусность, загнивание всей социально-политической и экономической системы, то есть, что противоположно официальной пропаганде и активно внедряется в мозги жителей республики. Чиновникам это неприятно, ведь автора, написавшего такую острую статью, не прижмешь к ногтю, не вызовешь на ковер. Поэтому перенимаются опыт авторитарных государств по блокированию таких сайтов. Например, Казахстана в отношении сайта "Евразия.Орг.РУ" (арсенал борьбы с этим веб-ресурсом большой - начиная от простого блокирования и несанкционированного взлома хакерскими методами и уничтожения базы данных, до изощренной подмены псевдосайтом настоящего, то есть создание "двойника", естественно, без компромата власти).


Узбекистан использует все "прогрессивные" технологии в цензуре. Ну, не прочтете на "ЦентрАзия.РУ" статьи оппозиционера Мохамада Солиха, политолога У.Хакназарова, а также других авторов, которые в черном списке (кстати, мою статью "Посадят - не посадят?" также блокируют электронные цензоры), сидя за компьютером в Интернет-кафе Узбекистана. Как признался один из программистов, работающий в одном из столичных провайд-компаний, это не личная инициатива бизнесменов, а установка "сверху": "Если не подчинимся, то лишат лицензии".


Конечно, есть множество способов обходить такие запреты, например, из-за границы коллеги снимают материал и переправляют по Е-мейлу. А потом их перепечатывают на бумажные носители и раздают. И тут государство ищет способы цензуры. Маленький пример: 12 апреля вечером меня остановил патруль воле ташкентской школы № 17, который поинтересовался содержимым моей сумки. Там были рукописные материалы. Сержант, увидев напечатанный текст, стал спрашивать, мол, не интернетные ли это материалы. Я ответил, что нет и в свою очередь задал вопрос, а что, нельзя читать статьи из электронной паутины? Страж порядка строго сказал, что запрещено читать статьи, критикующие Узбекистан, и при этом внимательно перелистывал страницы. Видимо, формулы и расчеты не вызвали у него ассоциации с антиправительственной литературой, и он отпустил меня.


Подозреваю, что ажиотаж был вызван популярными в Узбекистане статьями Хакназарова, и теперь МВД дана установка излавливать любителей почитать такую "острую" литературу. Еще один из методов цензуры - не аккредитовывать журналистов иностранных СМИ, ведь никто, кому было отказано, не получил разъяснения причин в письменном виде. Не допускать независимых журналистов на различные мероприятия - это тоже форма цензуры. Устроители майского форума по свободе слова, прошедшего 2002 году в Ташкенте, не ожидали, что независимый журналист Бобомурод Абдуллаев изъявит желание выступить с острой критикой ситуации в прессе, и потом отчитывались перед "верхами", мол, мы не виноваты, он сам пришел. Можно не допустить репортера и на конференции, как это сделало Посольство Узбекистана в России, потребовав у московской мэрии вычеркнуть из списка гостей одного узбекского журналиста. Как видим, цензура как гидра, распустила щупальца в разные сферы и оказывает давление на любую попытку человека высказать что-то свое, не санкционированное.


Европейский банк реконструкции и развития, решившись на саммит в Ташкенте, естественно, берет всю политическую и моральную ответственность за ситуацию с правами человека в Узбекистане. Может, руководство банка станет ждать официальных ответов от чиновников правительства, которые напоют прекрасных песен, что демократизация идет полным ходом (паровоз демократии даже не остановить!) и народ доволен процессом реформирования (приводя при этом данные "независимого" центра "Ижтимоий фикр"!), при этом делая недоуменные лица, мол, а какой цензуре идет речь? Ведь "УзЛита" уже нет! И банк будет верить им точно также, как верит США, не критикуя сейчас республику из-за того, что Ташкент поддержал американскую войну в Ираке. Права человека в Узбекистане Капитолий сейчас меньше всего интересует…


Конечно, будут некоторые замечания в адрес Узбекистана, махание пальчиком, мол, ню-ню-ню, нельзя так, нужно жить дружно, никого не обижать. А Узбекистан, в свою очередь, будет действовать как в поговорке "Васька слушает да ест". Потому что все внушаемое из вне - для них не наказ, а так себе, внушилочка… Сами-то чиновники сказкам о демократии не верят. И запускают свою гидру цензуры в общество.



Другие статьи в литературном дневнике: