От Марьям Ибрагимовой, статья

Алишер Таксанов: литературный дневник

Публикую статью от коллеги и друга Марьям Ибрагимовой, политолога и педагога:


"О моей любимой работе


Завтра 1-ое сентября – святой день для истинного преподавателя. Именно в связи с этой датой мне хотелось бы рассказать о глубоком кризисе в системе образования. Причем этот кризис касается не только системы образования Узбекистана. Он наметился в мировом масштабе. Все больше мы слышим отзывов о том, что дети не хотят учиться, что им скучно в аудитории. Все больше талантливых людей заняты самообразованием, а в институте время и деньги тратят, чтобы получить необходимый диплом, то есть бумажку.


Как временно безработная я решила изложить некоторые идеи, которые постигла за 35 лет. Кроме всего прочего, это я обещала своим студентам.


В начале, я наивно полагала, что это только наша постсоветская система образования – косная и отсталая. Но с некоторых пор я поняла, консервативной и косной является вся мировая система образования. Система образования как мировое историческое явление, зародилась вместе с государством и всегда обслуживала государство, поставляя ему чиновников и верных адептов.


Теперь я понимаю, что система образования и знания совершенно разные явления. Система образования – это государственный институт, а знание как истинная религия- это чистая духовность. Во все времена государство не выпускает из цепких рук систему образования и преследует одну и ту же цель – готовить послушных роботов, поддерживающих существующий порядок. А как тогда быть с истиной, что прогресс создают только свободомыслящие личности. Получается, что не благодаря системе образования, а вопреки ей вырастают «первопроходцы», бунтари, стремящиеся к истине и справедливости.


Многие люди думают, что западное образование гарантирует свободу личности. Конечно, западное образование далеко ушло от нашей абсолютно бездарной системы образования. Но уверяю вас, даже в самых передовых и демократических государствах образование навязывает ценности и интересы власти, а не ценности общества. При этом разводится много демагогии, что якобы надо воспитывать свободную личность с критическим мышлением.


Но все-таки надо признать, что на западе большое место занимает частное образование. Оно хоть в какой-то мере защищает общество от посягательства власти безраздельно владеть духовной сферой. Но в целом, картина не меняется. Из века в век школа готовит послушных подданных существующего строя. Поэтому из века в век не меняется методика преподавания. В основном это пояснение или лекция учителя, а для ученика все сводится к зубрежке. А разве в наше время главной задачей обучения и воспитания не должно быть учить их думать? 90 процентов знаний, сообщаемых в школе, или благополучно забывается или запоминается как клише, которому ученик будет бездумно следовать. Этот процесс не задевает его душу, не рождает любовь и страсть к знаниям. В сущности, мы штампуем «моральных монстров», не умеющих самому отделить добро от зла. Значит, мы должны найти новые методы преподавания, позволяющие воспитывать глубоко думающую личность, то есть человека, который сам может различать, что такое «добро» и что такое «зло» (представляете как страшен такой человек для власти, которая вечно манипулирует обществом).


По сути, когда человек научился самостоятельно понимать «добро и зло» он становится личностью, способной принимать неординарные, смелые и рациональные решения. Это возможно только в том случае, если человек верит в свою правоту, а его правда – это те истины, которые он лично понял. К великим истинам приходят только через ошибки и страдания. А разве мы хотим мириться с тем, что наши дети или ученики будут совершать ошибки? Чисто теоретически мы знаем что «на чужих ошибках не учатся». На деле мы требуем этого, мы убеждены, что наши дети должны быть «идеальными херувимами». А разве так бывает? Я думаю, что чем больше созидательной энергии в ребенке, тем больше ошибок, проступков он совершает в юности. И чтобы различать эту бьющую через край жажду жизни от «дурных наклонностей», и родителям и учителям надо иметь много любви и терпения Кстати, «дурные наклонности», может это бунт против нашего равнодушия, ханжества, лицемерия. Дети все время наблюдают, что мы одно говорим и другое делаем. Отсюда это вечная проблема «отцы и дети». «Отцы» убеждены, что имеют право заставлять детей жить так, как они считают правильным. «Дети» отстаивают свое право жить как сами хотят. В этом споре я на стороне «детей». Да, мы их учим тому, что мы знаем. Но, на этом фундаменте они должны создать новые, свои знания. В этом же суть прогресса. Разве это не верх эгоизма, что мы хотим их сделать такими как нам удобно. Получается, мы хотим из них сделать свою бледную ксерокопию.


Теми же принципами руководствуется средняя школа. Она, к сожалению, не «рай знаний» и созидатель талантов. Она конвейер, с которого сходят одинаковые «болтики и винтики». Конечно, я не призываю закрыть школы. К сожалению, у общества нет возможностей каждого ребенка учить индивидуально и искать его таланты от Бога. Но, все-таки, я призываю родителей и общественность задуматься над этими проблемами. У любящих родителей всегда есть возможность найти для своего ребёнка какие-либо курсы, кружки, талантливых педагогов и т.д.


Проработав педагогом 35 лет я убеждена, что каждый человек по своему талантлив. Один гениальный физик, другой лирик, третий гениальный повар, столяр, модельер, или гениальная мать. Если Бог дал человеку таланты уникального футболиста, зачем из него делать адвоката или физика. Но ведь именно так мы поступаем, мы просто «с потолка» решаем кем будет наш ребенок. Мы не умеем и не хотим понять его личность, а он не может от нас защитить свою свободу выбора . Мы навязываем свои стереотипы и ценности, коверкаем их души, не учим верить в себя. В итоге, огромное количество людей прожив жизнь не так, как должны были, чувствуют себя нереализованными и несчастными.


Как видите, я подошла к самому больному вопросу человеческого бытия. Где разумная граница между общественной необходимостью, то есть охрана интересов общества, и личной свободой отдельного человека?


Личная свобода – это пространство где человек реализует свое личное представление о счастье. Если отбросить мечты и иллюзии, то наше представление о счастье можно свести к двум полюсам: 1) Альтруизм – Я должен служить обществу, народу, идее, роду и т.д. 2) Эгоизм – Я буду думать только о себе, все остальное бредни романтиков и демагогов В итоге человек всю жизнь мечется между этими полюсами. Обе крайности разочаровывают. Альтруисты несут вечный груз человеческой неблагодарности. Эгоисты рано или поздно приходят к душевному опустошению. А если еще «повезет» судьба жестоко накажет. Как же быть человеку? Возможно ли счастливое сочетание общественного и личного, то есть думать только о себе и обществу не вредить? Многие социологи уверяют, что можно (например идея частного предпринимательства. Человек ищет успеха для себя, но при этом развивается общество). Я сомневаюсь в этом, двум Богам не служат.


Вам может показаться, что я ушла далеко от темы статьи, это не так. Всю жизнь меня мучает страх за своих учеников, что они не состоятся и разочаруются в жизни. В глубине души я знаю – это наивно. Но на деле я продолжаю верить, что могу их спасти, если правильно научу. Без этого страха за них я бы не стала учителем. Разве учитель может быть равнодушным к судьбе детей?


Вот ещё одна больная тема современного образования. Как много случайных и бездарных людей работают учителями. И общество спокойно вручает им души детей. Почему? Потому что общество мало думает об этих проблемах. Пусть найдется экономист, который проанализирует сколько развитые страны тратят на вооружение и сколько на образование (об отсталых странах говорить не будем). Это и есть ответ, почему система образования в глубоком застое. Многие талантливые люди чувствуют это и предпочитают самообразование. Дипломы получают попутно, только потому, что общество их требует при приёме на работу.


Есть ещё один очень важный момент – компьютер и интернет открыли совершенно новую эру в знаниях. Теперь процесс получения знаний весьма ускорился и общедоступен – по интернету можно получить любую информацию, литературу из любой библиотеки мира. Теперь мало-мальски образованный человек может сидеть дома и обрабатывая информацию стать гением. По интернету можно найти какие угодно курсы и выучиться многому. В том числе выучить любой язык. Следовательно, интернет может заменить систему образования. Спрашивается – зачем нам тогда вся эта дорогостоящая, громоздкая и неэффективная система образования. Но большинство педагогов не видит глубоких проблем, поставленных временем. Думают, что можно преподавать как прежде. То есть, заходить в аудиторию, и просто излагать материал. Никто не думает о том, что эти ученики и студенты обладают колоссальной технической базой для получения знаний. Реально, сравните сами, кроме интернета сейчас доступны тысячи документальных фильмов обо всем – физика, математика, история, политика, природа, вселенная и т.д. Эти фильмы живые, динамичные, талантливые. Язык у них ясный, простой. По телевизору доступны десятки образовательных программ, над которыми работают талантливые ученые и кинодокументалисты. Но в школе и институте продолжает господствовать лектор. Я хорошо знаю о чем пишу. Понимая эти проблемы, я пыталась разнообразить свои лекции – развязывала дискуссии, ставила проблемные вопросы, провоцировала на жестокий спор, вставляла реальные сюжеты из жизни, острила, дерзила, играла на чувствах и т.д. и т.п. Скажем прямо – часть аудитории любила и ценила мою работу, называя мои лекции «театром одного актера». Но другая часть продолжала дремать. Я пыталась это понять. Сначала я думала – они «плохие», не хотят учиться. Теперь я думаю – мы «плохие». Надо искать другие методы преподавания. Я не первооткрыватель, уже более ста лет назад итальянский педагог создала этот метод – учить через игру. На западе всячески внедряют интер-активные методы. У нас только единицы робко пытаются это сделать. Ясного представления как это делать ни у кого нет. На свой страх и риск я начала экспериментировать двадцать лет назад. Вначале сама писала сценарии игр, то есть готовила шаблон для студентов. Очень скоро стало понятно, что это скучно также, как прежняя методика семинаров. Затем пришло озарение – все отдать в руки студентов. Лектор определяет тему и те проблемы, которые они должны раскрыть в ходе игры. За собой педагог оставляет право ставить баллы и вообще принять игру или не принять. Условиями были: 1) форма может быть любой – диспут, спектакль, монолог, диалог, доклад, показ документальных материалов и даже танцы. 2) суть – аудитория должна понять тему, живо в ней участвовать и уйти с новыми для себя идеями.


Эта методика заработала, студентам стало безумно интересно. Посудите сами, вместо скучных, традиционных семинаров теперь каждое занятие было неожиданным сюрпризом. Никто заранее не знал, во что выльется игра – в грандиозную победу или провал. Самое ценное в этом методе, что каждый может проявить себя. Одни пишут и конструируют сценарий, другие, в меру своих способностей, делают доклады, ведут диспуты, актерствуют, танцуют, поют, демонстрируют документальные материалы, отвечают за музыку, за материальное и техническое оснащение игры, за костюмы. Каждый семинар выливался в праздник. Приходилось занятия проводить в актовом зале (вы не представляете, как с нами воевали коменданты. Один орал на меня, что это не занятие, а разврат студентов. Вот до какой жизни мы дожили – коменданты решают какой я педагог).


За 20 с лишним лет что я проработала в Узбекском государственном университете мировых языков ни один ректор, проректор, декан, ни один зав. кафедрой не поинтересовался чем я занимаюсь в аудитории. У меня хватало ума понимать, что это даже лучше. Иначе, задергали бы своими устаревшими догмами. Моих начальников интересовало только одно – чтобы я поставила зачеты и экзамены тем студентам, которые не ходят на занятия. Как вы догадались, я не ставила и теперь я безработная.


Некоторые педагоги скептически смотрят на эту методику, считая, что студенты развлекаются, а не учатся. Очень поверхностное мнение. Чтобы сконструировать сценарий игры по одной теме, студентам надо перелопатить уйму литературы и документальных материалов. Игра это только форма. Группа, ведущая игру, должна раскрыть суть проблем, которые составляют тему занятия. Иначе это провал. Поверьте, этот метод замечательно работает. Студент становится мыслителем и творцом. Отныне он не забудет, что был творческой личностью, находящий новые идеи и открывшим самого себя".



Другие статьи в литературном дневнике: