Я узнал о деде

Алишер Таксанов: литературный дневник

Жизнь интересна тем, что преподносит неожиданные и порой хорошие новости. И вот перед Днем Победы мой друг на Фэйсбуке Иоаннис Павлидис (большая благодарность ему за это!) сообщил, что им обнаружена запись о Джураеве Хайдаре, который был захоронен в Братской могиле села Ляплево Черкасской области Украины, и спросил: не является ли он моим дедом? Я по ссылке перешел на эту страницу, прочитал и был озадачен.
Потому что все данные сходились. Мой дед 1913 года рождения, призывался из Керминского района (ныне Навоийская область), село Ворошилово, его супруга (моя бабушка) - Галия Джураева, проживала в этом селе. В документах отмечалось, что Хайдар Джураев, рядовой, умер от ран 10 октября 1943 года, а служил он в 107 саперном батальоне, 93-я Миргородская стрелковая дивизия. См.: http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=56101231
Раньше я слышал от мамы историю, что дед погиб под Сталинградом в 1943 году, в звании старшего лейтенанта, но похоронка была утеряна, а сведения в райвоенкомате получить ей не удалось. Теперь выясняется, что это ошибка, возможно, однофамилец деда - тоже Джураев Х. погиб под Сталинградом (на мемориальной доске в Ташкенте указаны пять фамилии Х.Джураевых из Навоийской области). А мой дед, как выясняется, воевал в составе 3-го Украинского фронта и участвовал в боях у Днепра.
Три года назад я делал письменные запросы в Министерство обороны России, но оттуда никаких ответов не получил. Две недели назад зашел на сайд ОБД "Мемориал" и нашел сведения о своем деде:
"Номер записи 53598176 Джураев Хайдар, 1913, Место рождения Узбекская ССР, Бухарская обл., Каршинский р-н, Ворновский с/с, к/з им. Ворошилова, Дата и место призыва 1941, Кермининский РВК, Узбекская ССР, Бухарская обл., Кермининский р-н, Последнее место службы 107 осб, 93 сд, Воинское звание рядовой, Причина выбытия умер от ран, Дата выбытия 10.10.1943, госпиталь 82 ОМСБ 93 сд. Источник ЦАМО. Фонд 58, опись А-71693 , дело 337, жена Джураева Галия, Бухарская обл. Кермидинский р-н, Варкский с/с к/з Ворошилова".
http://obd-memorial....5c-eba84e7e1a93
http://obd-memorial....e2-0d79bcd6479e


Да, хутор Германово - это нынешнее село Ляплево. Однако в списках захороненных нашел фамилию Джураев, только имя - Суяр, 1904 г.рождения, погиб 16 октября 1943 года. См.:


Другие статьи в литературном дневнике: