Предок нынешнего императора

Алишер Таксанов: литературный дневник

8 апреля в Узбекистане отмечают День рождения Амира Темура, которого в других источниках именуют как Темурленг, Тамерлан, Ленктемур. Средневековый завоеватель, продолжатель идеи Чингизхана о мировом господстве, сумел покорить множество государств и территорий, при этом отстраивал Самарканд, центр своей Империи.
Для узбекского государства эта личность - символ, за которым стоит сила, мощь, величие, храбрость и воля. С другой стороны, о чем не упоминают официальные лица о "бобоколоне" - кровожадность, разрушения, грабежи, бессердечие, жестокость, ненависть и подлость. В средние века вторая часть была основной в политике многих государей, но стоит ли сейчас выпячивать их, чтобы показать историческую связь нфынешнего поколения с прошлвм? Насколько было безукоризненно прошлое?
Нужно помнить, что любые завоевания сопровождались насилием в отношении мирного населения, а также захваченных в плен то солдат, что защищали родину, то партизан, боровшихся с захватчиками, то восставшими, не желавшими жить под игом чужеземцев. По всей Империи Темура оказывалось сопротивление - в Индии, Афганистане, Армении, Азербайджане, Грузии, Сирии, Персии и др. Может, в те годы летописцы преувеличивали число жертв великого Сахибкирана, однако даже 10 или 100 убитых, казненных, расчлененных - это уже повод не любить захватчика. Разграбленные и сожженные дома, массовые изнасилования и казни, увод в рабство - это часть того, что делала армия Тамерлана. В любом случае, его Империя оказалась карточной, едва Тамерлан умер, как государство распалось. Это свидетельстьво того, что государства, создаваемые силой, недолговечны.
Не убедительными мне кажутся утверждения, что Тамерлан не разрушал те города, которые добровольно сдавались. Насколько я знаю, ложь была частью политики этого деспота, и многие легковерные затем жалели, что послушались этим уверениям. А с другой стороны, если, к примеру, талибы придут в Узбекистан и скажут: не окажете нам сопротивления - вас пощадим! - насколько приемлемы такие слова станут для наших граждан. Кто захочет жить под талибами?
Культура, искусство и архитектура создавалась за счет пленных. Тамерлан угонял специалистов в Самарканд, лишая родины своих сыновей, своих строителей, мудрецов и лекарей. Насколько это справедливо? насколько справедли во то, что мать убитого ребенка, или жена убитого мужа должны любить и восхвалять захватчика?
Их было много в истории человечества - Чингизхан, Атилла, Александр Македонский, Кортес и Писаро, Гитлер, Наполеон - все они создавали империи, государства за счет чужих народов, грабежа ресурсов, истребления недовольных и непокорившихся. Если им памятники и ставятся, тоо лишь от политического высокомерния и презрения к другим - не самое лучшее качество. Когда-нибудь жители будут стыдится таких памятников. Хотя в качестве обозначения исторической фигуры памятники оставить нужно - в назидание потомкам. Для истории, которую нельзя забывать. Но ни в коем случае не в качестве флага или идеи.
Теперь Амира Темура в Узбекистане делают самым гуманным и справедливым человеком, в ровень того "Человека, что определил эпоху". Исламу Каримову нужен этот символ, так как он пытается через историческую личность определить Узбекистан в системе международных координат и обеспечить преемственность власти и свое личное правление, как необходимость строить или усиливать "Империю", то есть "государство с Великим будущим". Выбрана не другая фигура, например, астроном Улугбек или математик Аль-Хорезми, а именно захватчик, потому что по психологической картине Ислам Каримов тот же захватчик - власти. Он строит будущее, как Тамерлан свой Самарканд, но при этом у него умирают люди в тюрьмах, убегает население в поисках работы в чужих землях. Дети Каримова воруют и живут за границе, а не в Великом будущем на территории Узбекистана. Все окружение узурпатора-владыки - это грабители, палачи и воры. Поэтому для оправдания своей политики, своих методов Ислам Каримов опирается на прошлую личность. Этим самым он скрывает свои преступления. Каримов - прямой по сути потомок того деспота, может, даже реинкарнация...
А народ верит в предка, как в самую яркую личность, о которой в других странах говорят не очень-то в теплых тонах.



Другие статьи в литературном дневнике: