Правописание. Правды искание.

Татьяна Янтарная: литературный дневник

На днях ехала в автобусе и видела цирковую афишу, прикленную изнутри. А на афише рассказывалось о крокодилах, варанах, ядовитых жабах и ...петонах. Когда мои глаза несколько раз пробежались по "петонам", невольно подумалось, что, наверное, недалёк тот день, когда появятся и "едавитые" жабы... а как будут тогда различать ЕДАвитые и съЕДобные грибы, если в наименовании тех и тех "ЕДА"? но, если подумать и поразмыслить, мы уже давно так спутанно-словесно живём и, тем не менее, понимаем друг друга и неточность написания слов с точки зрения их исторического развития нам никак не мешает общаться друг с другом! А таких слов-мутантов, которых могло не быть раньше, теперь много: будто - это от сочетания "будь то", вроде - "в роде", сегодня - "сего дня", потому что - "по тому, что", почему - "по чему", даже - "да же", чтобы - "что бы (быть? бысть?)", ежедневно - от "ежий день", поклониться - "по к лону ить (итти) ся (себя, то есть своей волей)", настоящее - "на стоящее", притворяться - "притворять (=прикрывать) себя" и много-много других подобных примеров... А если и дальше углубляться в эту тему, то можно понять и осознать, что буквы в кириллице имеют причудливые названия неспроста и не от причуды, а когда-то каждая отдельно взятая буковка несла свой смысл, была сама словом. Видимо, постепенно, века за веками, смыслы-знаки, сливаясь вместе, порождали новый смысл-знак, и так появились постепенно слова в том виде, в каком мы их знаем нынче. Маленькие слова сращиваются вместе и становятся единым словом. И на самом деле, когда нас в школе учили выделять в слове корень, приставку, окончание, суффикс, то нас учили разбирать слово-конгломерат, подобно матрёшке, чтобы обнаружить в нём много маленьких словечек смыслов, и каждое из этих маленьких словечек состоит в свою очередь из смысловых значков - букв, а каждая буква состоит из элементов, и со знакомства именно с этими элементами букв первоклашки учатся писать: палочки, петельки, закорючки... Жаль только, что уже, наверное, никто нам не сможет рассказать о смысловом содержании этих элементов, как впрочем, уже не учат в школе смысл каждой буковки, а ведь это - первоосновы... Но, с другой стороны, если бы мы каждое своё слово так анализировали, мы бы, наверное, перестали говорить. Потому что мысль не может остановиться даже на секунду, и мы так быстро облекаем свои мысли в слова, потому что торопимся высказать свою мысль, и слова торопятся, и мы их выталкиваем всё быстрее, говорим стремительно, и от этой невероятной скорости слова сливаются в единый поток - поток речи, где уже нет и не может быть независимых смысловых элементов, но есть единый поток знаков-звуков, выражающий наши мысли... Слова - лишь средство для выражения мысли, но не самоцель.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 05.03.2011. Правописание. Правды искание.