Стихи Валерия Захарова 2017 г.

Татьяна Картамышева: литературный дневник


https://proza.ru/avtor/vzaharov&s=200


Когда корабли...


***
Когда корабли проснутся, те, что лежат на дне,
Из мрачного плена глубин всплывая к слепящему солнцу,
Когда паруса наполнятся свежим и яростным ветром,
И оживёт якорей омертвевший чугун;


Когда буревестник достигнет клубящихся туч,
И криком разбудит матросов, уснувших в объятиях волн,
И луч золотой упадёт в бирюзовую гладь океана –
Тогда горизонт изогнётся громадной дугой;


Залпы орудий сольются в едином аккорде,
Вздымаясь с волны на волну, пойдут каравеллы на запад,
И обгоняя дельфинов игривые, быстрые стаи,
Спешат возвратиться в свой порт до вечерней зари.


Но где те причалы, таверны и гавани те,
Что ждали матросов, исчезнувших в синих, туманных краях?
Бутылочной медленной почтой посланье отправлено в срок,
Но нет уже тех, кто встретит оживших скитальцев…



Мне сон пригрезился...


***
Мне сон пригрезился, а может то не сон?
По берегу брожу я одиноко,
И южный ветер плачет в унисон
Лихим ветрам с далёкого востока.


А тучи с запада идут, как корабли,
Гонимые свирепым ураганом,
И не видать нигде клочка земли,
И горизонт закрыт густым туманом.


Мне столько лет, что кажется, давно
Истлели мои кости вместе с кожей,
Как в амфоре прокисшее вино,
Что не живёт, и умереть не может.


И я бреду, в бреду, и на беду,
Мне всё знакомо здесь, и незнакомо,
Ведь я здесь был.… Но вот в каком году?
Тут дом стоял, а нынче нету дома….


И чьи следы теряются вдали,
Не смытые тяжёлыми дождями?
И почему исчезли корабли,
Летевшие над бурными морями?


Где паруса, ловившие ветра,
Манившие несбыточной мечтою?
И ночи у рыбацкого костра,
Наполненные тихой суетою?

Но нет вокруг ни смеха, ни тоски,
И с постоянством смерти наступая,
Колышутся зыбучие пески,
Безвременье собою засыпая.



Я существую в мире грёз романс



Памяти Александра Вертинского.


Я существую в мире грёз,
И не свершившихся желаний;
Быть иль не быть? Вот в чём вопрос
Моих больных воспоминаний…


Покорно голову клоня,
Плыть по теченью серой жизни,
Иль на удалого коня,
И вскачь навстречу своей тризне…


Где та верста, где камень тот,
Что вправо – влево – к неудаче,
А может, этот поворот
На склоне жизни что-то значит?…


Где эта линия судьбы,
Что на ладони пролегает?…
А может, «если», да «кабы»,
Всё, чем она располагает.


Забыть любовь, добро и зло,
В аллеях дремлющего сада,…
Всё уж давным - давно прошло,
И сожалеть о том не надо…


Я существую в мире грёз,
И счастлив, в этом мне поверьте,
Не надо радости и слёз,
Ни при рождении, ни при смерти!…



Рассказ алкоголика шуточная песня


Я в бутылку гляжу –
Вижу чёрта в ней.
Нет мне друга, скажу,
Ближе и родней.


Рано утром проснусь –
Друг мой тут как тут.
С ним пойду, похмелюсь,
Если подадут.


Я ему имя дал –
Другу моему:
Веньямином назвал,
Чтоб всё по уму.


Отросла борода –
Некогда побрить.
Это всё ерунда:
Не мешает пить.


И дружку моему –
Не к венцу идти.
Есть копыта, рога,
Сколько не крути.


Я его позову,
Веньку, погостить,
Если выпивка есть,
Значит, будем жить!


Но однажды, когда,
Я его позвал,
Приключилась беда,
И большой скандал.


Гости в белом зашли,
И большой привет!
А куда увезли –
Не скажу. Секрет.



Домой дорожная песня


Отстукивают такт вагонные колёса,
И встречных поездов пугает шумный гул;
Ответов нет на всё, но есть на всё вопросы,
Попутчик мой уже давным-давно уснул.


Повисла тишина над спящими в вагоне,
Притушены огни, и ночь глядит в окно;
А где-то далеко, осталась на перроне
Вся молодость моя, прошедшая давно….


А поезд мчит в ночи, мелькают полустанки,
Забрезжил за окном сиреневый рассвет…
И снится мне, что я с горы качусь на санках,
Они несут туда, где не был много лет.


Проснулся мой сосед, и просит сигарету,
И в тамбур подался, глотает терпкий дым;
А я вдруг сочинил про город песню эту,
Как будто бы я вновь стал сразу молодым…


Оттуда никуда я больше не уеду,
Всё повидал: любовь, и длинные рубли;
Вернусь к себе домой, к приятелю – соседу,
О, город мой родной, о, пядь родной земли!



Далеко, в апельсиновых рощах


***
Далеко, в апельсиновых рощах,
Там, где в нитях луны серебристой
Расцветает цветок мандрагоры,
Там, где ритмы там-тама зовущи,
И нагие красавицы томно
Опахалами машут цветными…


Обвивая растения пылко
Душат в сладких объятьях лианы,
И питаясь их соком, как кровью,
Вверх стремятся, к великому Солнцу,
А в зеркальных, задумчивых водах
Вечно спит бледно – розовый лотос...


И уставши от неги извечной,
Овеваема ласковым ветром,
В гамаке, под раскидистой пальмой,
Дремлет нежная дева – принцесса,
Ждёт прекрасного рыцаря – принца,
И года незаметно текут...


Попугай в оперении пёстром
Ждёт подругу, смотря горделиво,
А колибри над чашей цветочной
Непрерывно трепещет крылами,
Чтоб нектаром её насладится...


…Далеко, в апельсиновых рощах…..



Добро и зло


Добро и зло. Одни весы. Две чаши,
Поднятые дрожащею рукой.
Глумясь всегда над нищетою нашей,
Всё забирают, счастье и покой.


Терзаясь в дни тяжёлого веселья,
И радости надуманной, чужой,
Мы ждём всегда веселого похмелья,
Чтоб посмеяться над своей бедой.


Добро и зло. Они неотделимы.
И словно сросшиеся близнецы
Одним всегда оружием ранимы,
Едины, словно дети и отцы.


Тасуя карты, разбирая масти,
Мы с шулерами внешне наравне,
Заранее в предчувствии напасти,
И никогда не быть нам на коне!


..Вот чёрное вдруг белым обернулось,
И мне случайно видеть довелось:
Добро в слезах и горе захлебнулось,
А зло на сцену в белом поднялось.



Баллада о фонаре


Качает ветер в сумраке фонарь,
Бросая слабый, жёлтый свет на стену,
И сиротой глядит в окно январь,
И долго ждать погоды перемену.


Фонарь качает ветер в темноте,
Кому он светит, в час глухой, полночный?
И город в своей вечной суете
На мир глядит из скважины замочной.


Фонарь качает ночью на ветру,
Он как маяк полуночным поэтам,
Но все же он погаснет поутру,
Залит дневным и равнодушным светом.


Где тот фонарщик, что его разжёг,
Повесил это малое светило?
Он сделал видно, в жизни, всё что смог,
Но время никого не пощадило.


Мы все спешим на лучик фонаря,
Когда вокруг таится тьма глухая,
И значит, светит он в ночи не зря,
Прохожим путь – дорогу освещая…



Анталия шуточная песня


Оставив на песке сандалии,
Брожу по берегу Анталии,
И вот мадам с осиной талией
Призывно машет мне рукой!


Припев
Да, да, ребята, я у моря!
Живу себе, не зная горя,
В России я оставил хлопоты,
И на туземках ставлю опыты.


Отель пять звёздочек, конечно,
И жизнь привольна и беспечна,
Но на кредитке деньги тают,
Как птицы, к югу улетают.


Но я беспечен, как и прежде,
Живу всегда, всегда в надежде,
Что счастье всё же улыбнётся,
И куш в рулетку мне сорвётся!


Припев:
Да, да ребята, я у моря!
Немного трезвый друг мой, Боря,
Стаканчик соком наполняет,
Запить малагу предлагает!


Простите вы меня, землячки,
Живу я здесь, словно в горячке,
И только волны голубые,
Здесь все красивые такие.


Но утром, как всегда проснулся,
И за махоркой потянулся,
Всё сразу вдруг постылым стало,
И настроение упало.


Припев
Ах море, где-ты, где-ты, где-ты?
И из омаров где котлеты?
Исчезло небо ярко – сине,
А с ним девчонки без бикини.


Ах, мне бы вот сейчас в Анталию,
Да только порваны сандалии,
Бутылки по полу катаются,
Да тараканы разбегаются.


Припев.
Ах где же, где же ты, Анталия,
И где жена моя, Наталия?
Но оптимист я, как и прежде,
На встречу с вами я в надежде!



Я карту ждал...


***
Я карту ждал, как пушкинский герой,
Обманутый бесплодною надеждой,
А счастье за высокою горой
Укрылось, как красотка под одеждой.
А годы шли, я жил, слабел, дряхлел,
За миражом гоняясь понапрасну,
Жизнь не сложилась в песнь, и я не спел,
Хотя фальшивил: «жизнь, друзья, прекрасна!»


Душа как прежде, просится в полёт,
Но многих уже перьев не хватает,
И дождь, как из ведра, все льёт, и льёт,
И гром гремит, а крылья намокают…
Вновь горизонт укрыл густой туман,
Всё хлопоты пустые, и тревоги,…
И жизни дребезжащий шарабан
Привёз туда, где дальше нет дороги…



ИДЁТ ПО МОРЮ ГАЛИОН…
(Пиратская песня)


Мы все романтики, мы все морские души!
На берегу недолго мы гостим,
На поясе ножи, с серьгами уши,
Когда отчалим, залпом всех оповестим!


Идёт по морю галион,
Везёт товар на миллион,
И мы не зря в пираты подались!
Пока рука ещё крепка,
По цели бьёт наверняка,
Эй, там, наводчик, веселее шевелись!


Ну, кто сказал, пиратом быть опасно?
Да это просто прогулка по воде!
И как же это всё друзья, прекрасно!
Ну а беда – так значит быть беде!


Идёт по морю галион,
Нам небесами послан он,
И наша жизнь не стоит ни гроша,
Но капитан кричит «аврал!»
И «поворачивай штурвал!»
Ну, кто сказал, что наша жизнь не хороша?


Вот так живём, меж волнами и небом,
Ну а когда зарифим паруса,
Мы ром закусим рыбою и хлебом,
И отдохнём, быть может даже полчаса!


Идёт по морю галион,
И капитан в нём «дон Дублон»,
И слышим мы, как золото звенит!
По курсу справа – цель видна!
И если жизнь у нас одна,
Пусть «Роджер» души просоленные хранит!



Ну отчего так грустно...


***
Созданию границы между Литвой и Советском посвящается.


Ну отчего так грустно иногда,
Когда летят по небу вольно птицы?
Как повернули линию года,
Что резкою чертой легли границы,
И стала вдруг безлюдною река…


А мост Луизы?… Он соединять
Людей и судьбы в мире предназначен,
Нет, никогда я не смогу понять,
Что план разграничения удачен,
Не дай-то Бог, что это на века….


И тянется за Неман грустный взгляд,
Где часто у друзей своих бывали,
Где домики знакомые стоят,
Там вместе и едали, и пивали,
Где тёплая соседская рука?


Bus sveikas,* друг! Когда услышу я,
Degtine na sveikata** принимая,
И дальние мне не нужны края:
Duona, druska*** часто вспоминаю,
И вкус добротного литовского пивка…


Но верится, что годы пролетят,
И Неман унесёт в залив ненастье,
И дети всё поймут и нас простят,
И будет понимание и счастье,
И мирные над нами облака….


Примечания
*Будь здоров!
**Водку на здоровье
***Хлеб, соль



Памяти придворных поэтов


***
Памяти придворных поэтов, отошедших в мир иной.


Я не из тех, кто в Переделкино живал,
И из сановных рук подачки принимал;
В распределителях закрытых я не рылся,
И на писательский билет я не польстился.


Таких «друзей народа» кто читал?
Макулатуру эту я на свалках повидал;
На спецпайки свою откормят тушу,
Ну, а потом к народу лезут в душу.


– Да, я поэт! Свободен! – Лжёт, подлец!
Властям всегда вылизывал крестец;
Один – заика, а другой – мужиковат,
Тот коньюктурщик, другой – жуликоват.


Да если б их хоть раз тряхнуть решили –
Об их твореньях сразу позабыли;
Так лейся, песня, «переделкинских» писак,
Цена их виршей – ломаный пятак!



Другие статьи в литературном дневнике: