Герои без лицаЧитая современную литературную критику и, главное, сами книги (эти ситуации связаны друг с другом куда реже, чем представление об их закономерности), вижу острый, как крюк пиратского капитана, вопрос. "Куда пропал герой?" - примерно так он звучит. Из художественного слова вообще, легко разделяемого сегодня на синкретичные жанры и "всё остальное". А куда бы ему пропасть, герою, если он еще и не родился?! Именно в искусстве - не родился. Зато "родилась" цельная пропасть анти-, супер-, кибер-, хайп-образов, которые что-то упорно пропагандируют, обозначают собой, несут в мир, олицетворяют. Эти герои без лица - "олицетворяют"; и не сплошь тенденции, а призмы: нравственности, патриотизма, характера... Они очень удобны в авторском и публичном обращении, заменяемы, однодневны. Перспективны в назначении "символов" и великолепно продаваемы. Всё правильно. Потому что герой с собственным лицом будет выражать на этом лице не только личные переживания, но и проблемы поколения в зеркале окружающего мира. Печали и радости вечного мироустройства и сиюминутных поступков. Так, отечественные литературные герои недавнего прошлого (второй половины XX века) искали свой путь, смысл и истины, редко прекращая выпивать и плохо подавляя тягу к "аморалке" (иногда еще к земле, Родине и нестандартному футуризму). Сегодня же "герой" скуповат на мученичество от преступания морального долга, зато олигархически богат на чтение нотаций, сразу заключаемых в цитаты-статусы для соцсетей. И уже можно не читать всё произведение - вон он как сказал, лайк ему! И репост, великий и священный. А я хочу, чтобы героем актуального искусства стал мой сосед по лестничной клетке (не в роли, желательно, затаившегося шизофреника с лазером из космоса, ставшим на нашей отсталой планете обычным топором) или простой работяга с завода, или рядовой крестьянин... Ведь, взгляните, сейчас одинаково затерта городская и деревенская проза, почти исчез производственный сюжет, девальвировался сельский "микроклимат" в языковой личности. Я хочу прочитать, посмотреть кино о сегодняшнем рядовом человеке, живом, не ходульном, которому внутри не всё равно. Как Вите Служкину ("Географ глобус пропил" А. Иванова), как Диме Никитину (х/ф "Дурак" Ю. Быкова)... У которого болит что-то, называемое Душой. Он не блогер, не геймер, не успешный бизнесмен с яхтой и в депрессии, не "квазиген" безумных ученых, не феномен... Он живет рядом, вечно пашет и вечно мучается от зарплаты до зарплаты, хворает не только с похмелья. Не представляет себе, как это вдруг станет миллиардером и где эти миллиарды лежат. Не хочет и не любит красть. Не торгует Родиной, не женится на супермоделях и не устанавливает отцовство в ток-шоу. Не может позволить себе дайвинг в далеких морях и даже с трудом представляет, что это. (Ну, еще за раками в выходной нырнет в местный водоем, лилово-оранжевый от сбросов "экологичного" производства, на котором держится весь городишко.) Но он реальный. И он думает о том же, о чем и миллионы таких же. Герой с самым непримечательным лицом - светлеющим, например, от улыбки сына. © Copyright: Орляцкая, 2018.
Другие статьи в литературном дневнике:
|