Пастернак. Нет прогресса в философии и искусствеПастернак, "Охранная грамота", часть 2 (цит. по: http://clck.ru/Nf5Bv , с. 24-25): "... Мар¬бургское направленье покоряло меня двумя особенностя¬ми. Во-первых, оно было самобытно, перерывало все до основанья и строило на чистом месте. Оно не разделяло ленивой рутины всевозможных «измов», всегда цепляю¬щихся за свое рентабельное всезнайство из десятых рук, всегда невежественных и всегда, по тем или другим при¬чинам, боящихся пересмотра на вольном воздухе веко¬вой культуры. Не подчиненная терминологической инер¬ции, Марбургская школа обращалась к первоисточни¬кам, т. е. к подлинным распискам мысли, оставленным ею в истории науки. Если ходячая философия говорит о том, что думает тот или другой писатель, а ходячая пси-хология — о том, как думает средний человек; если фор¬мальная логика учит, как надо думать в булочной, чтобы не обсчитаться сдачей, то Марбургскую школу интере¬совало, как думает наука в ее двадцатипятивековом не- прекращающемся авторстве, у горячих начал и исходов мировых открытий. В таком, как бы авторизованном са¬мой историей расположеньи, философия вновь молодела и умнела до неузнаваемости, превращаясь из проблема¬тической дисциплины в исконную дисциплину о пробле¬мах, каковой ей и надлежит быть.Вторая особенность Марбургской школы прямо вы¬текала из первой и заключалась в ее разборчивом и взы¬скательном отношении к историческому наследству. Шко¬ле чужда была отвратительная снисходительность к про¬шлому, как к некоторой богадельне, где кучка стариков в хламидах и сандалиях или париках и камзолах врет непроглядную отсебятину, извинимую причудами коринфского ордера, готики, барокко или какого-нибудь иного зодческого стиля. Однородность научной структу¬ры была для школы таким же правилом, как анатомиче¬ское тождество исторического человека. Историю в Мар¬бурге знали в совершенстве и не уставали тащить сокро-вище за сокровищем из архивов итальянского возрож¬денья, французского и шотландского рационализма и других плохо изученных школ. На историю в Марбурге смотрели в оба гегельянских глаза, т. е. гениально об¬общенно, но в то же время и в точных границах здравого правдоподобья. Так, например, школа не говорила о ста¬диях мирового духа, а, предположим, о почтовой пере¬писке семьи Бернулли, но при этом она знала, что всякая мысль, сколь угодно отдаленного времени, застигнутая на месте и за делом, должна полностью допускать нашу логическую комментацию. В противном случае она теря¬ет для нас непосредственный интерес и поступает в веде¬нье археолога или историка костюмов, нравов, литера¬тур, общественно-политических веяний и прочего". Подобное же Пастернак подчеркивал и в искусстве, скажем, говоря о Скрябине или Шопене в очерке "Люди и приложения" ("Новый мир, 1967, № 1, с. 211-212): Ввиду моей нынешней отсталости от музыки и моих отмерших и © Copyright: Арабский Алфавит, 2020.
Другие статьи в литературном дневнике:
|