Читая Ивана Ефремова...

Алексей Нарочный: литературный дневник

Из «Белого Рога»:
«Усольцев вытащил из-под щебня длинный тяжелый меч, золотая рукоять которого ярко заблестела. Истлевшие лохмотья развевались вокруг ножен. Усольцев оцепенел. Образ воина – победителя Белого Рога из народной легенды – встал перед ним как живой. Тень прошлого, ощущение подлинного бессмертия достижений человека вначале ошеломили Усольцева. Немного спустя геолог почувствовал, как новые силы вливаются в его усталое тело. Будто здесь, на этой не доступной никому высоте, к нему обратился друг со словами ободрения».
Это же о победе над белым листом! Авторы прошлого вдохновляют тебя, это давно известно.
Из «Тени минувшего»:
«В темноте легко было ушибиться или, что еще хуже, разбить хрупкие кости».
«Эта непреклонность перед самыми трудными задачами, протест против слепой веры и есть самая замечательная черта человеческого ума…»
«В окружении исполинских ящеров жили древние млекопитающие — маленькие зверьки, похожие на ежа или крысу. Пресмыкающиеся в благоприятных условиях мезозойской эры подавили эту прогрессивную группу животных, и с этой точки зрения мезозой был эпохой мрачной реакции, длившейся около ста миллионов лет и замедлившей прогресс животного мира. Но едва только начали вновь изменяться климатические условия, стала происходить смена растительности, — сразу же плохо пришлось громадным ящерам. Травоядные великаны требовали обильной, легкоусвояемой пищи. Изменение кормовой базы явилось катастрофой для травоядных и одновременно для гигантских хищников. Естественный баланс животного населения резко нарушился. Произошло великое вымирание пресмыкающихся и бурный расцвет млекопитающих, которые стали хозяевами Земли и в конце концов дали мыслящее существо — человека. Представьте себе на миг бесконечную цепь поколений без единой мысли, прошедших за эти сотни миллионов лет, — закончил палеонтолог, — все невообразимое число жертв естественного отбора по слепому пути эволюции…»
Истина, кажется, если и есть где-то, то – между Богом и наукой. Учёные боятся как черти ладана всякого упоминания Бога, а верующие готовы с пеной у рта доказывать бесполезность научных знаний или, по крайней мере, их низкую по сравнению с верой и соблюдением обрядов ценность. К подобию иного взгляда близко подошёл В. Пелевин – слова о Боге так же мало ведут к нему, как и голые научные факты и теории вне идеи сознательного акта творения. Столько лет были отданы динозаврам… И они были лучше людей, ибо не ведали зла. Их сменили существа, способные мыслить разумно, но похоже на то, что и они тут ненадолго. Даже Аркадий Натанович Стругацкий выражал сомнения, что человечество должно существовать вечно.


ПЛЁС, а, м. и (обл.) плёсо, а, мн. плеса;, плёс, ср.
1. Широкое водное пространство на реке или озере, между островами (обл.). 2. Участок реки, однородный по своим судоходным и береговым особенностям (спец.). Верхний п. Волги. || Часть реки от одного изгиба до другого (обл.).


ГНЕЙС, а, мн. нет, м. (геол.).
Горная порода, состоящая преимущ. из шпата, кварца и слюды.


ОСЛИ'ЗЛЫЙ, ая, ое.
Покрытый слизью, грязью, скользкий.


АММОНА'Л, а, мн. нет, м. .
Взрывчатое вещество из аммиачной селитры, употр. в горном и военном деле.


ШИ'БЕР, а, м. (тех.).
Заслонка в дымоходе заводской печи.




Другие статьи в литературном дневнике: