По поводу Тангейзера.

Борис Страхов: литературный дневник

Не знаю, почему Вагнера считают эстетическим вдохновителем гитлеровского нацизма. В его творчестве этого "ноль". Тангейзер- традиционная опера по мотивам средневековых рыцарских турниров, где они соревнуются в певческом турнире. Музыка величественная и местами ощеломляющая. Что касается сюжета, то можно считать его тоже традиционным спором о Любви. Генрих является пассионарным проводником Любви во фрейдовском понимании. Другие рыцари, видимо, убежденные сторонники высоких чувств к недостижимому объекту влечения, и это сублимируется в творческий экстаз, вдохновение. Дело дошло даже до того, что они собираются прикончить Генриха в связи с его аморальным поведением- чувственном союзе с богиней Любви (хотя фактически Генрих всего лишь, вероятно, находился под воздействием каких-то одурманивающих газов в гроте Венеры, и все его чувственные наслаждения были полетом фантазии. Дальнейшее действие тоже весьма любопытно. Генрих становится паломником в Рим, чтобы получить отпущение этого страшного греха (кстати, в 21 веке римская церковь вообще отошла от "греховности" совокупления мужчины и женщины, так как Папа уже называет это даром Божьим в утешение человеку). Отпущения не получает , из-за чего его реальная любовь - Елизавета- отбрасывает коньки, и он вслед за ней. По легенде после этого папский посох зацвел, что означало прощение с Небес для Генриха. Эта мистерия выглядит весьма загадочной с логической точки зрения. Совершенно непонятно, почему душа Генриха не получила отпущения при жизни владельца. Возможно, автор средневековой пьесы (либо это сам Вагнер придумал) посчитал, что после смерти возлюбленной Генрих познал истинный смысл Любви и от этого осознания тоже представился? Но , в целом, финал истории выглядит достаточно загадочным. Да, еще к несчастью с третьего акта пришлось линять, так как опера слишком длинная для непоседливого зрителя 21 века)))



Другие статьи в литературном дневнике: