Наталья Горбаневская. Классическая баллада.

Мария Арькова: литературный дневник

КЛАССИЧЕСКАЯ БАЛЛАДА.


***
И одно молчанье сказало другому:
– Давай помолчим.
И долгим-долгим был путь их до дому
под небом чужим.


И серые улицы на полурассвете
замолкли тож.
И адрес их на измятом конверте
попал под дождь.


И расплывались чернила молча
там, под мостом.
И вдруг другое взвыло по-волчьи:
– А где же он, дом?!


И одно молчанье сказало другому:
– Ничего, помолчи.
Пускай все длиннее наш путь до дому
и пропали ключи.


Пускай огоньком болотным, мороча,
отплывает этаж,
мы его догоним, но только молча,
и дом этот – наш.


И другое молчанье по-волчьи молчало,
как из-под куста.
А путь перепутал концы и начала,
и сбился, и стал,


и долго по сторонам озирался,
пытаясь найтись,
но все в то-же распутье глаз упирался,
все в ту же слизь


болотную, смесь воды и метана
– и огоньков.
И другое подумало: – Я устало, –
но без слов.


И стала река, подернута пленкой
внезапного льда,
словно стол, покрытый клеенкой,
а не вода.


И одно молчанье ничего не сказало,
а другое: – Ах!
Но – уста ему тут же связала
любовь, не страх.


Потресканные губы стянуло
тоненьким льдом.
И тут же очко светофора мигнуло,
и рядом был дом.

***
Ну что, хлопотливая ласточка,
куда ты летишь хлопотать?
Домой, бесцензурная весточка,
привет от меня передать.


Скажи, что на пядь под землею
и с глоткой, набитой землей,
жива и дышу, замерзаю,
но все же не до смерти злой.


Скажи, что, глаза растворивши,
песку и подзолу набрав,
я вижу, я все еще вижу,
беспамятство смерти поправ.


Скажи, что уже не надеюсь
на встречу, но, сколько жива,
не сдамся и не охладею,
и это не просто слова.

***
На стыке вагона с инерцией ветра,
на стыке воздушных путей и стальных
одна одинокая мерзлая ветка,
свисая с небес, ударяет под дых.


На стыке природы в лице непогоды
и мира в обличье катящихся рельс
она ударяет, как в прежние годы
ударил бы целый завиденный лес.


И, вдвое согнувшись под этим ударом,
до птичьего свиста давленье поддав,
душа машиниста, и дымом, и паром
клубясь, поднимает на воздух состав.

***
...где реки льются чище серебра,
не загрязненные мазутом и маслами,
где Бог нас не оставил и светла
адмиралтейская игла, где на соломе
лежит Младенец и глаголет бык
мудрее мудрого, наевшись чистотела,
где русский от побед давно отвык
и от войны, держась родимого предела,
где под покровом звездного плаща
к нам не крадутся государственные тати,
где, слоги долго в горле полоща,
но не раздумывая, кстати ли, некстати,
как сказку, пересказывая быль,
былую быль, былую боль, любовь былую,
ты в пыльный обращаешься ковыль,
а я по ветру одуванчиком белею.


***
Эта глиняная птичка –
это я и есть.
Есть у ангелов привычка –
песенку завесть.


В ритме дождика и снега
песню затянуть,
а потом меня с разбега
об стену швырнуть.


Но цветастые осколки
– мусор, хлам и чад –
не смолкают, и не смолкли,
и не замолчат.


Есть у ангелов привычка –
петь и перестать.
Но, непрочный, точно иней,
дышит дух в холодной глине,
свищет – не устать.

***
Пчела, пчела, зачем и почему
не для меня яд обращаешь в мед,
черна, черна – что к дому моему
тропинка ядовитая ведет,


травинка губы колет, и распух
чего-чего наговоривший рот,
и бедный дух глагольствует за двух,
но что ни молвит – все наоборот.


О чем очей неутолимый жар?
Над чем ночей горячечная мгла?
О, пощади, пчела! Пчела, не жаль!
Ужель тебе не жаль меня, пчела?


***
Я знаю, зачем мне
дана глухота -
чтоб стала ничейною
речь изо рта,


чтоб стало нечаянным
слово из уст,
как если б пил чай
Иоанн Златоуст,


как пламя вдоль просеки,
сбросив тряпье,
посмотрит и спросит:
"Где жало твое?"


***
Девятый день,
в последний раз
в земную сень
гляжу на вас.


И не тропарь,
и не елей -
налей стопарь,
и мне налей.


К чему слова?
Умолкните.
Я счастлива
в нетемноте,


где истина,
и путь, и свет,
где нету дна
и бездны нет.


.
Наталья Горбаневская родилась в 1936 году, умерла 30 ноября 2013 . В СССР практически не печаталась. Основатель «Хроники текущих событий», участница знаменитой демонстрации на Красной площади 25 августа 1968 года. С 1975 года жила в Париже. Заместитель главного редактора журнала «Континент». На Западе вышли ее поэтические сборники «Стихотворения» (1970), «Побережье» (1973), «Перелетая снежную границу» (1979), «Ангел деревянный» (1982), «Чужие камни» (1983), «Переменная облачность» (1985) и «Где и когда» (1985).



Другие статьи в литературном дневнике: