Две мои старые заметки. Пусть тут похранятся

Садовник Асечкин: литературный дневник

IIIIIIIIIII IIIIIIIIIII IIIIIIIIIII IIIIIIIIIII IIIIIIIIIII IIIIIIIIIII
IIIIIIIIIII IIIIIIIIIII IIIIIIIIIII IIIIIIIIIII IIIIIIIIIII IIIIIIIIIII
IIIIIIIIIII IIIIIIIIIII IIIIIIIIIII IIIIIIIIIII IIIIIIIIIII IIIIIIIIIII
IIIIIIIIIII IIIIIIIIIII IIIIIIIIIII IIIIIIIIIII IIIIIIIIIII IIIIIIIIIII



Про красоту
___________


А. Пушкин говорил о том, что цель художества есть
красота. На мой взгляд, только красота не может
являться ни целью, ни средством искусства. Каждое
произведение искусства обязательно должно иметь
право на свою долю безобразия. Всех нас восхищает
Рафаэль, но в той же мере нас может восхищать и
Пикассо, у которого женские лопатки подчас ужасающе
вывернуты, а скрипка, например, бесцеремонно разъята
на куски.


Наряду с лучезарнейшими, красивейшими строками
того же Пушкина не может не вызывать восторг творчество
Хармса, такое натуралистичное, страшное, преисполненное
абсурда и намеренных грамматических ошибок.


В свете этого мне очень нравится идея Е. Баратынского
о том, что в стихотворении необходимо присутствие
какого-либо недостатка.


Таким образом, автор должен заботиться не столько
об эстетике своего детища, а, скорее, об адекватной
пропорции эстетики и антиэстетики.


Сегодня я был на выставке Александра Маранова, на встрече
с этим замечательным человеком и художником.


Такого удара светом по душе и прочим частям
организма я не получал очень давно.


Картины Маранова - это наивысший градус красоты и любви.
Это потоки какого-то невероятного божественного ливня,
который сбивает с ног, влюбляет в себя с первого мгновения -
и на всю жизнь.


Маранов - это творец, которого я без сомнений ставлю
в один ряд с такими носителями духовной мощи, как
Филонов, Чурлёнис, Кандинский.


Творчество Маранова - это космический прорыв в области
искусства, это важнейшая ступень на пути к тому, что
скоро краски будут (буквально, а не метафорически)
звучать, а аккорды будут переливаться радугами. Музыкой
и живописью будут лечить онкологию, стихами снова, как встарь,
будут останавливать солнце, научатся создавать новые солнца.


Вы меня спрОсите: а как же быть с вышеизложенными
словами о сочетании красоты и безобразия? На это я
отвечу: да здравствуют подобные бесподобные исключения!!!


Я никогда не разлюблю эту Землю, на которой есть место
такому свету, такой красоте, которыми со мною и с
остальными жителями планеты щедро делится Александр Маранов.


15.01.11.



Два с половиной года назад



Когда мне бывало очень плохо, когда у меня болела душа, я

часто в такие минуты слушал самые смертельные песни, читал


самые смертельные стихи - и это помогало. Неоднократно


песни Башлачёва, Дягилевой, Кобэйна, строки Есенина, Поплавского,


Рыжего спасали меня от чёрной меланхолии, когда казалось,


что мне ничего не остаётся, кроме как сделать последний


шаг в пропасть. Поэтому уже много лет вышеперечисленных


деятелей и многих других я считаю не просто великими


творцами, а своими личными друзьями.



Как-то я зашёл в книжный магазин в Рязани и наткнулся


на книгу Алексея Хвостенко "Верпа". До этого я слышал


несколько сольных альбомов Алексея, пару его совместных


с "АукцЫоном" пластинок, знал, что в соавторстве с Анри


Волхонским он создал легендарную песню "Над небом


голубым". Я купил книгу и, вернувшись в Коломну, буквально


проглотил её за два часа, после чего лежал на кровати в


таком состоянии, будто принял запрещённых веществ.



По-моему, Хвостенко - единственный поэт в мире, в текстах


которого вы не найдёте ни боли, ни тоски, ни страха,


ни ненависти к чему бы то ни было. Только любовь. Только


восторг и детское удивление миром, благодарность за


возможность жить и творить. Читая "Верпу", вы ощутите


запах весеннего сада и вкус дружеского пива, увидите


падающие звёзды и услышите собачий лай. Слова Хвостенко


перестают быть просто словами, а превращаются в компоненты


космоса, созданного поэтической волей Алексея.



С описанного дня у меня появился ещё один друг, и не


важно, что к тому времени его уже не было на Земле.



2011 или 2012



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.12.2015. СНГ, тащемта
  • 05.12.2015. Две мои старые заметки. Пусть тут похранятся