РЁКАН

Юрико Ватари: литературный дневник


Что можно рассказать про сердце старого монаха? Что он был поэтом? Поэтом не в смысле профессиональной одарённости или деятельности. А в смысле тонкого и глубокого, восприятия действительности. Его сердце с особой обострённостью отзывалось на все вибрации мира.


Думая о печали
Людей в этом мире,
Печален сам.


Из воспоминаний: «Учитель провёл две ночи в нашем доме, но и этого было достаточно, чтобы наполнить жилище гармонией и миром. Стоит нам заговорить об учителе, как появляется чувство, будто наши сердца светлеют. Он жил тихо, но нет слов, чтобы описать это...»


Поэтика стихов Рёкана глубоко созерцательна. Она настраивает на предельно внимательное отношение к миру. Зовет не столько смотреть, сколько всматриваться, не столько слушать, сколько вслушиваться.


Семьдесят прожитых лет
Я познавал натуру людей.
И вижу теперь, каковы они есть:
И в дурном, и в хорошем.
Глубокая снежная ночь
Припорошила мои следы на тропинке –
Их почти не заметно...
Сижу у окна в аромате горящей свечи.


Людские сердца, как и человеческие лица,
Одинаково несхожи друг с другом...
Но мы судим их собственной меркой.
И лишь похожий подойдёт нам.
А отличный останется только прохожим –
Да, в нас вся мера вещей, но как
Она далека от их истинной сути!
Так, пытаясь нащупать шестом дно океана,
Мы свой Путь изживаем, теряя возможность Иного.

Рёкан, следуя учению Догэна, считал, что обновление мира следует начинать с самого себя, с преодоления самости и эгоизма прежде всего в себе, с очищения своей собственной души.


Ни о чём не заботясь,
Живу, полагаясь на Бога.
Много ли мне надо? Немного риса,
вязанка дров у очага.
Что мне путь к просветлению?
Что богатство и слава? – Пыль...


Душа не приемлет власть богатства и мирскую славу.
Тихо повторяя молитву,
Я странствую, довольствуясь тем, что приносит мне подаяние.
На закате дня возвращаюсь домой по покрытым зеленью горам.
Луна несмело поблёскивает в потоках ручья.
Я остановился у скалы, чтобы окунуть ноги в прохладную воду.
Воскурив благовония, предаюсь созерцанию.
И снова – одинокий монах.
Как быстро пролетает время...


Витраж из образов, предельная искренность, чистота до прозрачности, почти детская непосредственность и особая глубина мудрости.


С вязанкой дров за плечами
Спускаюсь западным склоном горы
По тропке – ухаб на ухабе!
И порою, присев ненадолго в тени сосны,
Замираю, услыша весенних птиц.



Весь день – у окна...
Мой одинокий приют окружает
Шорох подающих листьев.


Дождливой ночью зимой
Юность припомнил...
Как сон, что однажды приснился.


Люди, пришедшие в этот призрачный мир,
Очень быстро становятся похожими на придорожную пыль.
Маленькие дети – на рассвете,
Убелённые сединой – к закату дня.
Но не вникая в тайны бытия,
Они не уставая ведут борьбу за существование.
Я спрашиваю детей Вселенной:
Почему вы идёте таким путём?
Я вижу людей, непрерывно цепляющихся за жизнь,
Обёрнутых, подобно тутовому шелкопряду,
Непроницаемым коконом своих интересов.
Поощряемые страстью к деньгам и достатку,
Они не позволяют себе отдыха в погоне за ними,
Со временем всё больше удаляясь от своего истинного «я»,
Год от года утрачивая прирождённую мудрость.
Но однажды им придётся всё же отправиться
в страну Жёлтых Родников,
Куда не смогут взять ничего из накопленных земных богатств.
Оставшиеся здесь будут пожинать плоды их усилий,
Их же имена окажутся навсегда забытыми.
Многие люди живут таким образом,
И они достойны великой жалости.


Едва ли не каждое слово, каждый образ при внимательном чтении текста оборачивается множеством оттенков, полутонов, погружает в богатую полифонию символических смыслов, стихию множества потаённых значений. Ничто так не раскрывает душу поэта, как его стихи.


Приглашаю в путешествие по монографии Е.Е.Малининой «Искусство, рожденное безмолвием»…





Другие статьи в литературном дневнике:

  • 10.11.2024. РЁКАН