Как понимают все понимающие

Вячеслав Абрамов: литературный дневник

Бог, как и солнце, одинаково светит всем, без исключения. Это и есть Божеская любовь. Ибо, как понимают все понимающие, по окончании пути никаких различий нет, ни социальных, ни религиозных, ни ещё каких. Хотя пути разные, место встречи изменить нельзя. Там одно небо для всех.


По себе понятно, что эмоционально не хочется видеть устройство, лучше сказать – систему всего вокруг: взаимозависимости, повторяющиеся сценарии. Но сколько ни дёргайся, а машина работает, шестерёнки друг за друга цепляются, и ты или крутишься в системе и проделываешь те же манипуляции, что и все, или система тебя сломает и выбросит. И сколько не стремись в нирвану, сколько не произноси умных слов... Можно даже уверить себя в том, что «душой я совсем другой», - но поступки твои всё те же!


Да, без души нельзя, без сердца нельзя. Без любви, без романтизма нельзя, потому что знания могут просто убить, сделают циником, а то и импотентом. И будешь жаловаться: «Как скучно жить!»


Действительно, скучно, когда кроме тебя как машины, которая всё видит, понимает и предсказывает, больше ничего нет. Но узнавать это всё нужно не для того, чтобы убедиться, что кроме этого ничего нет, а чтобы за всем этим найти то, что не высчитать, о чём в учебниках не написано, потому что не может быть написано сейчас.


Для того чтобы найти, нужно идти. И нужен беспощадный романтизм. Что бы ни казалось, как бы плохо ни было, я всё равно верую, что там, по ту сторону, есть святое. Путь, который куда-нибудь ведёт, кончается там, куда ведёт. Тогда ты сможешь пройти и прийти. Но только в сочетании беспощадного реализма с беспощадным романтизмом. Если не будет беспощадного реализма, ты машину будешь принимать за живое, устройство - за человека, манипуляцию - за искренность чувств, автоматизмы - за подлинное. Настоящее искусство — это подсказка, куда надо идти. А то, что без искусства, — это машина.



Другие статьи в литературном дневнике: