Александр Городницкий. Атланты. В поисках истины п

Леонова Еленушка: литературный дневник

НОВАЯ КНИГА знаменитого барда, доктора наук, ведущего научно-популярной
программы «Атланты. В поисках истины» на канале «Культура». Свежий взгляд на самые
актуальные проблемы и тайны естествознания. Научный анализ древних и современных
мифов – от Всемирного потопа, Атлантиды и Содома с Гоморрой до глобального
потепления, озоновых дыр и конца света.
Александр Городницкий
Тайны и мифы науки. В поисках истины
От автора
Верь тому, кто ищет истину, и не доверяй тому, кто говорит,
что ее нашел.
Платон
Нужна ли нам наука? Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд.
Всероссийский опрос, проведенный ВЦИОМ в 2013 году, показал, что более сорока одного
процента населения России понятия не имеет об отечественной науке и не знает, зачем она
нужна. Это в немалой степени способствовало тому, что, когда осенью того же года власти
под предлогом реформы Российской академии наук начали разгром фундаментальной науки в
нашей стране, окончательно отдав ее на разор чиновникам, особого общественного резонанса
это не вызвало.
Вместе с тем, в последние годы в российском обществе резко усилилось влияние
клерикализма и мракобесия. В ведущих ВУЗах открываются кафедры теологии. Всерьез
ставится вопрос о введении Закона Божьего в программы средней школы. Телевизионные
программы наперебой охотно предоставляют свои экраны разного рода не обремененным
знаниями кликушам и невеждам, как правило, именующимся громким словом
«исследователь». Эти люди своими параноическими измышлениями, далекими от науки,
запугивают доверчивых зрителей, обещая им скорый Конец Света. Особенно отличается этим
канал РЕН ТВ, в последние годы ставший телевизионным аналогом желтой прессы.
Что же касается пропаганды подлинной науки, то с ней дело обстоит неважно.
Положение еще больше ухудшилось с уходом из жизни создателей легендарной программы
«Очевидное – невероятное», двух выдающихся популяризаторов науки Сергея Петровича
Капицы и Льва Николаевича Николаева. Пожалуй, только на телеканале «Культура» можно
время от времени увидеть серьезные научно-популярные фильмы, но они, как правило,
американского, британского или немецкого производства. А где же наши, российские?
Несколько лет назад на том же канале «Культура» я начал вести авторскую программу
под общим названием «Атланты. В поисках истины» – цикл из 42 научно-популярных
фильмов, посвященных главным образом актуальным проблемам и достижениям
современной науки, в первую очередь отечественной. Идея этого проекта принадлежала
режиссеру и тележурналисту Наталье Касперович. Наряду с проблемами сегодняшней науки,
в программе значительное место было уделено обсуждению и оценке с научных позиций
реальности древних мифов, таких, например, как миф об Атлантиде, библейских мифов об
Исходе, гибели Содома и Гоморры, и некоторых других. Не меньший интерес у телезрителей
вызвали и мифы нашего времени, в числе которых миф о глобальном потеплении, об озоновой
дыре и о Бермудском треугольнике.
Главной моей задачей при работе над программой было обеспечение ее строгой научной
корректностью. Мне удалось привлечь к участию в ней ведущих российских ученых. Кроме
того, работа над этой телепередачей заставила меня лишний раз задуматься о важности
популяризации фундаментальной науки в наше сложное время, когда ее рейтинг сильно
понизился и многие забыли о важнейших жизненных проблемах, связанных с ней. Статьи в
малотиражных научных журналах читают только специалисты, а телевизор смотрят многие, и
обсуждаемая научная проблема становится известна миллионам людей. Поэтому и
эффективность таких программ значительно выше. Например, наш Институт океанологии
имени П.П. Ширшова Российской академии наук, после цунамигенного землетрясения на
Суматре в 2004 году, унесшего сотни тысяч человеческих жизней, долгое время
безрезультатно обращался в вышестоящие инстанции с просьбой выделить деньги на
экспедиции судов в район Курильских островов для исследования этой сейсмически опасной
зоны. Однако стоило выйти моему фильму о цунами, как необходимые средства были сразу
выделены.
Сегодня в России фундаментальная наука пребывает в позорном, нищем состоянии. Так,
во времена Советского Союза мы занимали ведущее положение в изучении Мирового океана,
успешно конкурируя с США. Советский научный флот был самым большим в мире и имел на
вооружении самые современные суда со всем необходимым научным оборудованием.
Изучением морей и океанов занимались самые квалифицированные научные коллективы,
бережно создававшиеся в течение многих лет. Наша страна активно участвовала в важнейших
международных проектах, от глубоководного бурения до исследования взаимодействия
океана с атмосферой. После распада СССР все изменилось. Научный флот, лишенный
необходимого финансирования, был брошен на произвол судьбы и практически расхищен.
Чтобы сохранить свои суда Институт океанологии, имеющий самый большой флот в
Российской академии наук, вынужден сдавать их во фрахт коммерческим организациям. При
этом корабли отечественного научного флота практически выработали свой ресурс. К 2015
году должны быть списаны 75, а к 2020-му – 79 из 80 судов, входящих в его состав.
Россия ушла из многих международных проектов, чтобы не платить членские взносы.
Нищенское бюджетное финансирование научных институтов за последние двадцать лет
привело к тому, что молодежь перестала подпитывать научные кадры, уезжая за рубеж или
уходя в бизнес. Это, в свою очередь, привело к распаду целого ряда важнейших научных
направлений. Средний возраст ученого совета в нашем институте сегодня составляет 70 лет.
Можно ли считать такое положение нормальным? Только мелководные шельфовые моря
интенсивно обследуются в погоне за нефтью. Но это не океан. Складывается впечатление, что
Мировой океан современной России не нужен, и из великой океанской державы мы рискуем
превратиться в лишенную морей допетровскую Московию.
Но вернемся к циклу программ «Атланты. В поисках истины». Передача дважды
становилась финалистом национальной телевизионной премии ТЭФИ. Я получил сотни писем
от зрителей. Некоторые российские университеты и школы просили меня помочь достать эти
фильмы в качестве учебных пособий. Многие ученые прислали мне интересные темы для
новых фильмов. Однако телеканал «Культура» от продолжения этой программы, к
сожалению, отказался. Видимо, покупать зарубежные научно-популярные фильмы оказалось
дешевле.
Широкий общественный интерес к циклу программ «Атланты. В поисках истины» во
многом побудил меня взяться за эту книгу. Тем более несмотря на то, что наука стремительно
развивается, многие темы, затронутые в сериале, не только не устарели, но и стали еще более
актуальными. К их числу можно отнести проблему краткосрочных прогнозов землетрясений,
особенно цунамигенных, способных привести к катастрофе, подобной Фукусиме, проблему
влияния человека на климат и многие другие. Книга, однако, не телепрограмма. Известная
французская пословица не зря говорит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Поэтому пришлось фактически писать ее заново, да еще с учетом большого объема новейших
материалов.
Уже после начала работы над книгой вместе с режиссером Натальей Касперович мы
сделали три научно-популярных фильма под общим названием «Легенды и мифы Александра
Городницкого»: «Под водою лежит Атлантида», «Библейские катастрофы и наука о земле»,
«Конец Света и наука о Земле». В этих фильмах языком документального кино мы
постарались проиллюстрировать отдельные главы из книги.
Более шести десятков лет мне довелось заниматься геологией и геофизикой океана и
суши, участвовать в разработке в нашей стране новой геотектонической теории «тектоники
литосферных плит», которая произвела революцию в науках о Земле. Возможно, именно
поэтому значительная часть книги посвящена тайнам морей и океанов. Вместе с тем, нельзя не
признать, что чем больше я изучал природу геологических процессов и геофизических полей,
чем глубже старался вникнуть в загадки природы, тем больше тайн передо мной открывалось.
Много лет назад юная и талантливая поэтесса, позднее безвременно ушедшая из жизни,
пересказывала мне сон, недавно ею увиденный: она поднимается в своем доме по лестнице к
дверям своей квартиры. А когда открывает дверь, перед ней неожиданно открывается такой
же марш лестницы, а в конце – знакомая дверь. Она снова поднимается и открывает эту дверь,
но все повторяется сначала. И так без конца. Что-то похожее происходит и с научным
познанием. Мне кажется, я лучше всего знал устройство окружающего мира, когда учился в
десятом классе или на первых курсах института. Став доктором геолого-минералогических
наук, профессором и заслуженным деятелем науки, я знаю его гораздо хуже. Вообще чем
глубже погружаешься в научные знания, тем отчетливее понимаешь, что с позиций
современной агностической науки многие вещи объяснить просто невозможно.
Совершив ряд величайших открытий, оседлав энергию ядерного распада, высадив
первых людей на Луне, создав Интернет и начав расшифровку генома человека, мы так и не
смогли пока открыть тайну появления жизни на Земле и происхождения разумного человека.
В институте, будучи отличником, на вопрос, что такое жизнь, я бодро барабанил наизусть
знаменитую формулировку Фридриха Энгельса: «Жизнь есть способ существования
белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с
окружающей их внешней природой». Мне понадобились десятки лет, чтобы понять, что это
пустая фраза, которая ничего не объясняет. Такая удобная и наглядная классическая
ньютоновская механика с яблоком, упавшим на голову, терпит очевидный кризис наглядности
в эпоху квантовой физики, сверхсветовых скоростей и бозона Хиггса. А великая теория
эволюции видов Чарльза Дарвина, проложившая прямой путь от диалектического
материализма к историческому, сейчас нуждается в существенном пересмотре и дополнении с
учетом глобальных биологических катастроф, предсказанных еще в начале XIX века
гениальным французским естествоиспытателем Жоржем Кювье.
Поделиться могу секретом,
Что итог мой научный жалок:
Доверяю теперь приметам,
Уважаю теперь гадалок.
Верю черному наговору,
Наводящему злую порчу,
Из себя, как в былую пору,
Атеиста уже не корчу.
Все мне прежде, как на ладони,
Было ясно по крайней мере,
Да вот двери откроешь в доме,
А за ними другие двери.
И в познании ни на сколько
Не продвинулись мы, наверно.
Пробурили дыру на Кольском,
А попали вновь на поверхность.
Ближе к старости понимаешь,
Что учебники лгут нам с детства,
А наука игра – игра ума лишь
И не может спасти от бедствий.
Ибо дарвинская цепочка
Или Ньютоново движенье
В этом мире, увы, неточном,
Только первое приближенье.
Говорят, что старики нередко впадают в детство, видимо, и я не исключение. В
последнее время меня заинтересовала возможность попытаться объяснить реальность многих
древних мифов, прежде всего библейских, с позиций современной науки. Это касается и
знаменитого мифа об Атлантиде, которым я начал заниматься после странных находок при
погружении на подводном аппарате на плоскую вершину подводной горы Ампер в Северной
Атлантике в 1984 году.
Книга, которую вы держите в руках, не ставит своей целью найти окончательные ответы
на тайны древних мифов с позиций современной науки. Такие задачи стоят перед
следующими поколениями ученых. Как в любимом мною стихотворении Редьярда Киплинга,
где есть строки о Строителе, идущем вслед за нами. Высказываемое на ее страницах мнение
автора по отдельным проблемам не претендует на истину в последней инстанции, тем более,
что многие затронутые вопросы остаются дискуссионными. Главная же задача этой книги –
вызвать у читателя интерес к отечественной науке и к проблемам, решение которых жизненно
важно не только для ученых, но и для всех людей, живущих на нашей капризной планете, в
том числе и к таким проблемам, которые пока не разрешены. Буду рад, если мне это удастся.



Другие статьи в литературном дневнике: