Заметки о журнале Вокзал

Татьяна Лестева: литературный дневник

Рецензия на «О журнале Вокзалъ. Анатолий Белинский» (Журнал Аврора)http://www.proza.ru/2010/03/08/496


Приведенный А. Белинским разбор журнала "ВокзалЪ" мне представляется весьма полезным для молодых авторов, "тусующихся"(пользуясь современным молодёжным сленгом) вокруг СПб-ского отделения СП России. Старшее поколение взглянуло на молодое( причём отнюдь не юное, среди авторов сей тусовки весьма значителен процент "подержанных"молодых людей, которым за 30, а иногда и далеко за 30), и это правильно. Мне довелось только единожды подержать в руках журнал "ВокзалЪ", эдак минут пятнадцать по времени. Но оставил он неизгладимое впечатление! О нём чуть позже. А вот публикации авторов этого журнала я встречала и в журнале "Аврора", и в выпусках "Молодого Петербурга", и в Интернете. О "Молодом Петербурге" забудем на время, - строгий редакторский отбор, А.И. Белинский на посту, так что там особенно не отведёшь свою молодую душу в желании эпатировать своих коллег, в стремлении блеснуть знанием ненормативной лексики, хотя отнюдь далеко не всем удаётся превзойти в этом не то что мэтра петербургского подвала, но даже классику Луки Мудищева. Молодо- зелено, всё ещё впереди... С "Авророй" попроще - либеральный В.В.Новичков стремится предоставить молодёжи страницы журнала. Он стыдливо опустит глаза на страдания главного героя рассказа А.Демьяненко "Кто гасит гениев?", который готов "для любви пожертвовать жизнью", уточним - любви к арестованной жене! "Без любви ему было совсем тускло. Даже ЧАСТАЯ МАСТУРБАЦИЯ помогала мало!" Как тут не воскликнуть: Высокие чувства!
Столь же высоко художественным, а особенно высоко идейным, следует признать и дебют Романа Всеволодова( кстати руководителя секции "Молодой Петербург"по прозе) в "Авроре"№5 с рассказом "Учительница рисования". Ох, уж эти учительницы! Незабываемы и ярки детские впечатления от встреч с ними. Остаются на всю жизнь. И с нежностью рисует их образы молодой писатель: одна из них - заболела венерической болезнью, что сразу же стало достоянием школьников, другая - снимает своё объявление с сайта знакомств, поскольку уже не хочет встречаться с мужчинами, которые "слишком торопятся", не хочет: "Ложиться в постель с кем попало, ПРОДАВАЯСЬ ЗА НАДЕЖДУ ХОТЬ ДЛЯ КОГО-ТО СТАТЬ ЛЮБИМОЙ".И это учительница, воспитательница!!! Вот она трагедия современной УЧИТЕЛЬНИЦЫ! Это вам не Сонечка Мармеладова с её "мармеладными страданиями"!Правда, и "учитель желторотой молодёжи" Роман Всеволодов - это не Достоевский... Ещё ли? уже ли? Время всё расставит на свои места.
Но это опять-таки публикации, так сказать, если не подцензурные, то во всяком случае под присмотром. А хочется-то: "Раззудись печо, размахнись рука, ты пахни в лицо ветер с полудня..." И вот тут появляется журнал "ВокзалЪ", бесцензурный, безредакторский, без выходных данных - Его Величество САМИЗДАТ. О стихах не говорю. Не помню автора с раздвоением физического и духовного, а вот строку из стихотворения не забыть: "Моё тело сидело..." Шедевр! Ещё больше впечатляет юмор А. Демьяненко, которого при какой-то публикации переименовали в Демяненко. И потеря мягкого знака в фамилии вдохновила его на высокую гражданственность, даже не юмор, а сатиру в игре слов: СТАЛИН, САЛИН, СРАЛИН! Зал ахнул от восторга и забился в истерике, приветствуя сего остроумца! Правда мне почему-то вспомнился дедушка Крылов: "Ай, моська! знать она сильна, коль лает на слона!". А особенно, если учесть, что сей лай раздался не в 30-е -пятидесятые годы прошлого века, а в 2010 году... Ай моська, как она умна! И может лаять на слона. Впрочем, моська - это, пожалуй, слишком большая собачка по сравнению со слоном. Что-нибудь помельче, из кровососущих насекомых было бы более верным исторически. А для объективности...А ведь неплохой автор, может писАть. Но хочется ОТТЯНУТЬСЯ! И чем эпатажнее, тем лучше!
И ещё одна деюбютантка журнала "Аврора", уже признанный автор "Молодого Петербурга" Кира Грозная "сверхличность", "сама себе Вселенная, и никто...." , психолог, обрела психологическую свободу именно в этом журнале. Героиня опубликованного там рассказа с некой предвзятостью берёт паспорт мужчины в руки. Открывает, и о! так и есть, прописка в каком-то УСТЬ-ЖОПИНСКЕ! Вот она истинная любовь к российской глубинке, к своей стране! Может быть, это профессиональный милицейский юмор, мало доступный рядовому читателю? Или тоже хочется расслабиться, опуститься с психологического Олимпа в навозную жижу андеграунда? А ведь порой пишет и неплохо. Удачно изложены отношения "отцов детей" в рассказе "Любовь, наука и боди-арт", в котором студентка влюбляется в гениального еврейского художника и отвергает ухаживания вполне сформировавшегося, положительного поклонника, естественно русского, который несомненно должен оказаться быдлом, что и демонстрирует автор в конце рассказа. Но расстановка акцентов - это дело автора, так что, возможно, психологу Института МВД виднее, чем автору этих заметок.
В заключение пожелаю всем юным и не слишком юным писателям и пиитам успехов на ниве творчества, причём хотелось бы надеяться, что в следующих выпусках журнала удастся увидеть что-нибудь более достойное, чем вокзальный туалет в постперестроечном"Усть-...." и вдохнуть чистый воздух странствий, а не запах сортира или в крайнем случае, хлорки. Удачи!



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 12.03.2010. Заметки о журнале Вокзал