В санкт-петербургском филиале СПР открылся клуб юмористов. Ура! Наконец-то живая струя юмора оживит воздух, и может быть, рассеет традиционный запах запах тления и ладана, заполняющий преимущественно секцию поэзии, но и не полностью исчезающий на прозе и критике. Первое заседание оставило хорошее впечатление: вели его поэт Александр Ковалёв, известный своими пародиями,и инициатор создания клуба поэт Владимир Скворцов. Николай Михин почитал стихи из книги "Парадоксы овна", как юмористические, так и сатирические и т.д. Рождение клуба состоялось на Пушкинской 9, а родившись, он обрёл права гражданства и получил самую большую аудиторию в Доме писателя на Звенигородской д. 22. Теперь каждый первый вторник месяца - милости просим: приходите поюморить. Здесь же вне плана отметили и юбилей М.А. Зощенко. А что до плановых встреч, то и тридцатипятиградусная жара не помешала. В зной так приятно освежиться глотком хорошего юмора.
Правда, добавим каплю дёгтя в бочку мёда, клуб как-то незаметно под воздействием стен жёлтого Дома писателей стал превращаться в некое подобие Центрального лектория типа партполитпросвета по вопросам юмора или, как ныне модно стало говорить, мастер-класса.
Школа юмора! Возможно ли это вообще?
Мне думается, что чувство юмора - это врождённый дар: либо оно есть, либо его нет. Тут уж горю не поможешь, а тем паче, чувство юмора у пишущей публики. И вряд ли помогут из заседания в заседание повторяемые сентенции (типа лекций) председателя СПБ-шного СПР Бориса Орлова о том, что юмор глубоко социален, и для каждого слоя свой. Юморески, от которых заходятся до колик моряки и матросы, будут непонятны не только чукче, но даже и простому человеку, не отличающему шпангоут от кильватера. А что до юмор "ниже пояса", доступного всем, даже грудным младенцам, и активно насаждаемого прозападными средствами массовой информации, то этот "юмор" разлагает, вопреки своей задаче - воспитывать! Не обошёл вниманием Борис Александрович и критиков. С юмором у него всё в порядке, раз он дал такое определение критика: критик - это тот, кто всю жизнь хотел стать писателем, но не умеет писать ни прозы, ни стихов. Поэтому и пишет о других, вырвав одну-две строчки из контекста.
Жарким летом 2010 г. Александр Ковалёв путешествовал по стране, в этот день у него была встреча в Челябинске, далековато от Петербурга. Стол президиума возглавлял президент клуба поэт Владимир Степанович Скворцов, главный юморист - прозаик Игорь Александрович Данилов -Ивушкин и непременный участник, начиная со второй встречи, - Борис Орлов.
Данилов-Ивушкин поделился с присутствующими своим творческим методом: работая в одном НИИ на Васильевском острове, где рабочий день начинался в 8-00, он всегда приходил на работу к 7 часам, и ровно час перед началом рабочего дня ходил по скверу перед институтом, обдумывая тему нового юмористического или сатирического рассказа, например"Разбавленная сметана". За час решение, как правило приходило, оставалось его только записать, и полностью удовлетворённый, он приступал к повседневной инженерной работе. Небезынтересный для литературных историков материал, конечно. Но сам метод вряд ли может быть всеобъемлющим: Агата Кристи сочиняла свои детективы, занимаясь нелюбимым делом - мытьём посуды. А будь у неё современная посудмоечная машина, стала бы она известным писателем? Я, например, пишу стихи в автобусе, особенно, когда он стоит в пробках. Но это только в том случае, если случайно забыла дома книгу или журнал.
Так что у музы свои пристрастия. Какой? Аполлон почему-то не выделил для сатиры и юмора одной, персональной музы? Всё есть: Талия- муза комедии, Эвтерпа музы лирической поэзии или Каллиопа - музы эпической поэзии, Эрато - муза любовной поэзии. Но какая-то муза всё-таки приходит к потенциальному автору! Хоть и весьма своенравная дама: приходит тогда, когда захочет, и туда, куда захочет. Кстати, а не создать ли музу сатиры и юмора? А в её честь назовём клуб юмористов:"Десятая муза", тем паче , что и клуб и она родились в 2010 году. Надо предложить Президенту.
Триумвират, восседавший в президиуме, продолжал вещать. Досталось пародистам: не те стали они, начиная с Александра Иванова. ( Ах, Александр Иванов! мне не забыть твои острые искромётные пародии!). Ан нет, Борис Орлов низверг тебя с пьедестала. И президиум согласился с ним, поскольку в пародии должна обыгрываться не одна строчка, а должен быть сохранён стиль и передан "дух" стихотворения.( Ох, уж этот дух! Без него никак нельзя обойтись под крышей жёлтого дома).
Следует, ради объективности сказать, что триумвират весьма доброжелательно судил представленные выступавшими авторами потуги на юмор. Благосклонно. Особенно высокую оценку получила мать семейства, прочитавшая высказывания своих дочек детсадовского возраста, записанные ей и продемонстрировавшие полную безграмотность автора вроде: склонившая ива и т.п. Наив приветствовался. Б. Орлов даже сказал, что потом можно издать книжечку, очень уж нравился ему Корней Чуковский "От двух до пяти".
Возник спор относительно жанра юмористических сочинений Ф. Лукницкого "Говорят, что... ".
Данилов-Ивушкин спросил, понимает ли автор, что это "можно опубликовать (раньше была 16-ая страница в "Лит. газете"), но что это не стихи". С места кто-то предложил название новому жанру: "Говорушки".
Когда до меня дошла очередь, а на сей раз я забыла на работе распечатку рассказика "Скандалист", я вспомнила пару частушек, опубликованных в газете кроссвордов "777": нужно было сначала разгадать кроссворд, а на два слова ответа написать частушку.
Ответ: вагон и козёл. Депутатов нам не счесть.
Козы и козлы там есть.
Посадить бы их в вагон
И - на дальний перегон.
Ответ: рыло и очки. Я милёнку говорила:
"В думу?! Ну, с твоим ли рылом!".
А очки наденет, гад...
Настоящий депутат!
Не знаю, как частушки, а вот гонорар присутствующих впечатлил: за каждую опубликованную частушку ( четыре строчки всего!) победитель получал почтовый перевод на 777 рублей.
Пока я слушала решения суда по выступавшим, муза шепнула мне экспромт, которым и закончила выступление.
За столом у юмористов
Ивушкин, Cкворцов, Орлов...
Многословны и речисты
Президенты - юмористы.
Слушаю, вздыхаю горько:
"Суд идёт!... ОСОБОЙ ТРОЙКИ!".
Обрадовало, что в зале засмеялись.
В конце вечера выступавший автор представился членом одного из многочисленных писательских союзов. На подобную крамолу тотчас же отреагировал Председатель Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России, капитан 1-го ранга, Борис Орлов: "В России есть только ДВА профессиональных союза: наш и Санкт-Петербурга. Остальное - рога и копыта!".
Ох, уж эта муза! Снова шепчет мне на ухо экспромт:
Всего в России два союза!
Вот это профи - будь здоров!
Доходов не приносит муза,
А только... целый лес рогов!
Президиум безмолвствует. Клуб закрывается. Президент приглашает присутствующих на следующее заседание 7 сентября и просит приводить побольше молодёжи. В кулуарах Данилов-Ивушкин спрашивает, действительно ли я написала этот катрен во время заседания клуба. "Да,- подтверждаю я,- муза что-то расшалилась".
ЗЫ! ( это PS - постскриптум на русской клавиатуре). Это не те рога, о которых ты подумал, мой искушённый читатель. Это сорок "Рогов Борея" при СПР, а на подходе уже сорок первый! Если и не лес, то для рощи уже достаточно!