Искусство и тоталитаризм

София Прус: литературный дневник

Не мною отмечено, что для авторитарных режимов характерны всплески творческой активности великих художников, поэтов, музыкантов, тогда как в условиях свободы искусство словно бы замирает. Это нередко ставится в пику обывательским обществам потребления.


Не мною замечено, что издревле самые жестокие тираны не лишены были сентиментальности, слыли эстетами, сами писали стихи и картины, что не мешало им гноить в лагерях, расстреливать и сжигать в печах тысячи талантливых своих современников, ученых, поэтов и музыкантов.


И все же, если положить на чашу весов "бездуховное" общество потребления и тоталитаризм, я бы выбрала первое. Именно это общество после трагедии в Беслане тысячными толпами вышло на улицы европейских городов со свечами, а наше "духовное" отсиделось по домам.


Разве расцвет искусства может быть оправданием единственной слезы осиротевшего ребенка? Ведь ребенок не занет, что его слезы и одиночество - это плата за высокое искусство, ему нужен дом, живые мама и папа. И суждено ли ему будет взглянуть на это искусство, или он сгинет в лагерях, среди уголовников, так и не увидев жизни?...


Разве может расцвет искусства оправдать голод, страх и гибель миллионов, физическую и духовную?...






Другие статьи в литературном дневнике: