Литературные парадоксы восприятия научных данных
Парадокс восприятия научных данных
Многие данные современной науки обыденное сознание не может воспринять. Для этого современное образование ещё не дотягивает. Особенно, если эта "бытовуха" базируется на знаниях, полученных по школьной программе.
К сожалению этот эффект особенно остро проявлен, именно, в литературе.
Например:
Вопрос про верхний слой Атмосферы планета Земля. Который называется Термосфера (ионосфера). Человеку с "обыденным мышлением" не дано понять почему температура в Термосфере около 400 градусов по Цельсию, но она не обжигает человека, не передаёт такую ужасную жару?
Это связано с тем, как мы измеряем и то, что мы ощущаем, как говорили в Одессе до отъезда евреев; "две большие разницы"!!!
1. Почему приборы фиксируют, что температура высокая?
В термосфере молекулы газа (кислород, азот и др.) поглощают энергию от солнечной радиации, особенно ультрафиолетовое и рентгеновское излучение. Это повышает кинетическую энергию молекул газа, а скорость движения молекул соответствует высокой температуре — до 400°C и даже выше. То есть приборы фиксируют реальную кинетическую энергию отдельных молекул в Термосфере. Человек же привык ощущать интегральное воздействие молекул газа в приповерхностных условиях.
2. Почему человек не почувствовал бы жар от температуры в 400 град по Цельсию?
Температура ; Тепло: Температура показывает среднюю кинетическую энергию частиц, но в термосфере плотность частиц чрезвычайно низкая.
Мало столкновений: В отличие от нижних слоев атмосферы, где молекулы воздуха часто сталкиваются с поверхностью тела и передают энергию, в термосфере таких столкновений практически нет. Это значит, что даже если молекулы "горячие", их слишком мало, чтобы передать значительное количество тепла телу.
Эффект вакуума: По сути, термосфера ближе к космосу, который является почти полным вакуумом. Вакуум плохо передает тепло.
С точки зрения математической философии тут имеет место подсознательное перенесение свойств "Бесконечного множества в сферу свойств "Пустое множество".
3. Что бы произошло с человеком?
Без скафандра человек не почувствует тепла, но столкнется с другими проблемами:
3.1 Отсутствие кислорода.
3.2 Низкое давление, из-за которого жидкости в организме начнут кипеть.
3.3 Воздействие жесткого солнечного излучения.
Для обыденного сознания есть аналогия:
Представь, что ты держишь руку над раскаленной спиралью. Если вокруг вакуум, ты не почувствуешь тепла, так как энергия не сможет эффективно передаваться. В термосфере происходит что-то похожее.
То есть мы имеем разрыв между реальными возможностями выполнения измерений температуры с помощью приборов с одной стороны, и возможностями восприятия бытовым мышлением, которое привязано к нашему бытовому опыту жизни на поверхности Земли, с другой стороны?
Давай разберем это подробнее:
1. Температура: научное измерение.
Научное измерение: Температура в физике определяется как средняя кинетическая энергия молекул. Приборы, измеряющие температуру в термосфере, регистрируют именно эту энергию, которую молекулы получают от солнечного излучения. Результат — высокая температура, поскольку молекулы движутся очень быстро.
Бытовое (обыденное) восприятие: Мы привыкли связывать температуру с ощущением тепла или холода, которые зависят от плотности среды и передачи тепла через конвекцию, теплопроводность или излучение. В условиях термосферы плотность настолько мала, что привычное "ощущение" температуры теряет смысл.
2. Разрыв между научным и бытовым мышлением
На поверхности Земли: В густой атмосфере столкновения молекул с телом человека передают ощутимое тепло. Например, температура в 40°C кажется жаркой, потому что плотный воздух активно передает энергию коже.
В термосфере: При той же скорости движения молекул (а значит, высокой "температуре") плотность воздуха настолько мала, что эти молекулы редко сталкиваются с поверхностью тела или прибора, поэтому мы почти не чувствуем их тепловой эффект. Это создает ментальный разрыв: цифры говорят об одном, а опыт — о другом.
3. Проблемы восприятия: бытовая логика против реальности
Наше понимание температуры сформировано опытом жизни в плотной атмосфере Земли, где воздух эффективно переносит тепло.
В разреженных условиях (как в термосфере или космосе) физика теплопередачи меняется, и привычная "температура" перестает работать так, как мы привыкли.
4. Как это понять проще?
Представь, что ты держишь руку в печи, где температура воздуха 400°C. Ты мгновенно обожжешься, потому что плотный воздух передает тепло быстро.
Теперь представь, что ты в термосфере: температура воздуха та же, но воздуха почти нет. Единичные молекулы будут сталкиваться с кожей, но их слишком мало, чтобы ты почувствовал значительное тепло.
Так что да, дорогой читатель: научное измерение температуры и бытовое восприятие — это разные вещи, особенно в экстремальных условиях вроде термосферы.
Для нас на сайте "проза ру" важен вывод:
Надо так умело использовать прилагательные русского языка, чтобы они конкретно определяли существительное.
Например: Термосфера есть сфера действия законов "Пустого множества"!
Термосфера это пространство экстремальных условий.
Или развёрнуто:
Термосфера есть часть атмосферы, где действуют законы "Пустого множества". Наша "бытовуха" зря переносит свои ощущения "Бесконечного множества".
Примечание 1
Уточнённая аналогия:
Если держать руку над раскаленной спиралью в вакууме, ты ощутишь тепло не от воздуха (его нет), а от инфракрасного излучения. Это излучение может быть мощным, если источник сильно нагрет. В термосфере ситуация похожа, но количество молекул (источников излучения) настолько мало, что общее тепло, передаваемое излучением, практически неощутимо.
Примечание 2
Связь с законом Стефана-Больцмана.
Другие статьи в литературном дневнике: