***

Галина Шериметьева: литературный дневник

«Пост – пости, а праздник – празднуй» - говорили в те времена. Рождество было самым веселым и романтичным праздником с песнями и танцами. Горожане «веселились до упаду, до изнеможения сил, проводя семь-восемь бессонных ночей подряд», - писал историк Л. Д. Александров, вспоминая Рождество в Вологде.
Первые два дня рождества наносились визиты родным и друзьям. Обычно каждый визит длился не более 15 минут, горожане поздравляли друг друга с Рождеством и обменивались подарками.По улицам гуляли ряженые и пели традиционные песни-колядки. Особенно колядовать нравилось детям, которые ходили по домам, поздравляя соседей:
«Каледа, Маледа!
Летела пава
Через сине море,
Ронила пава перья
Кому эти перья брать будет?
Такому-то (имя хозяина с женой)…»
Бурное веселье начиналось на третий вечер рождественских праздников. Самым любимым развлечением горожан в 19 веке было «маскирование» - смесь славянских колядок и европейского маскарада.«Маскирования» для родных и друзей устраивали горожане разного достатка и сословий: чиновники, купцы, простые служащие, студенты. Вечера проходили шумно с песнями и танцами. В «щепетильных домах» танцующим аккомпанировали на пианино, но чаще всего горожане танцевали под гитару, гармонь и шарманку. Бродячие певцы и музыканты были особенно популярны в рождественские дни.
На маскарадах в домах горожан обычно танцевали польку «до полного изнеможения танцующих и несчастного музыканта». Гости, умеющие хорошо полькировать, задавали тон вечеру.
Дети часто принимали участие в рождественских празднествах, отплясывая вместе со взрослымиЧтобы под маской в праздничный дом не пробрались посторонние, хозяева вечера заранее сообщали приглашенным секретный пароль.
Обязательным для всех гостей «маскирования» было наличие перчаток.
Кавалеры могли быть без масок, но для дам маска стала обязательной - «чтобы создать интригу». Обычно наблюдалась закономерность – чем красивее маска, тем уродливее лицо под ней. По воспоминаниям историка Л.Д. Александрова о городском маскараде в Вологде:
«из мужских костюмов наичаще встречались: простого крестьянина – лапти, онучи, синяя посконная рубаха и шляпа "гречишник" при кудельном парике; стариковский - при обычном платье белый кокосовый парик, борода и нос; Гамлета, Мефистофеля, еврея, турка, старинный польский, клоуна, домино, капуцина, гусарский и пр. ... Между дамскими костюмами преобладали: домино, цыганский, польский, чертенка, день и ночь, зимы, феи, Офелии».
Также наряжались покойниками и животными – маски были склеены из папье-маше.
Детские рождественские праздники, так называемые «Ёлки» появились в городах в конце XIX века. «Ёлки» устраивали в гимназиях, школах, домах общественных организаций, заводах, фабриках.Конечно, семейные рождественские ёлки появились раньше.
Родители клали подарки детям под ёлку, завернув в бонбоньерки – атласные мешочки с картонным дном, которые перевязывали лентой.
На радость ребятишкам большинство ёлочных игрушек были съедобными – орехи, пастила, шоколад, фрукты. Вспоминается рассказ Зощенко (хотя его действие происходит в начале XX века, но чувствуются старинные традиции). По сюжету рассказа дети не удержались и приступили к дегустации вкусных ёлочных украшений до начала праздника, за что им потом сильно влетело от строгого папеньки.
Б. И. Пуришев вспоминал о домашнем Рождестве:
«Мне и моим сверстникам наша ёлка всегда доставляла большую радость. Да и взрослым посетителям также, хотя они и не получали от мамы традиционных рождественских подарков в виде игрушек или сладостей. Все садились вокруг ёлки, вдыхая её свежий лесной аромат в мерцании многочисленных восковых свечей».
Так проходил детский праздник в школе Екатеринбурга:
"В 7 часов вечера вспыхнуло сотнями огней разукрашенное Рождественское деревце, и публика под звуки марша, исполненного господином Больманом на рояле, заняла места для присутствия на музыкально-литературном отделении вечера. Первым выступил любительский оркестр балалаечников. Затем читали стихотворения и басни ученики школы, в числе коих маленький Агафуров продекламировал стихи на арабском языке, а ученик Журдан произнес их по-немецки. По окончании отделения, под звуки музыки последовала раздача подарков и лакомств. Затем всем присутствующим был предложен чай, после чего открылись в двух залах танцы, затянувшиеся до позднего вечера и отличавшиеся исключительным оживлением".В 19 веке основными рождественскими блюдами были - гусь с яблоками, куропатки в сметане, жареная баранина, язык с хреном, поросенок с кашей.


О чистоте дома к празднику хозяйки заботились особенно тщательно:
«Уже за неделю до Рождества Христова радивые хозяйки начинали убирать свои квартиры, в то время превращавшиеся по виду, как будто было нашествие Батыя: вся мебель сдвинута со своих мест, сняты образа, зеркала, картины; окна, двери без драпировок; полы без ковров и половичков… Уборка начиналась обыкновенно с парадных комнат, постепенно переходя на жилые и тем внося большой сумбур лиц, принуждённых в это время быть дома.
Наконец, квартира принимала праздничный вид: стёкла в окнах, зеркала вымыты, арматура оконная, дверная и печная, вычищенная толчёным кирпичом, вся блестела, но была обёрнута бумагой, чтобы до праздника она не потускнела; тоже полы, натёртые мастикой, воском, блестели, выделяясь своим лоском; воздух делался чистым, с пронизывающим запахом мастики и скипидара».
В рождественские праздники проходили вечеринки, на которых городские девушки могли познакомиться с женихами. Обычно вечеринка длилась с вечера до утра и проходила в просторной комнате дома одной из участниц с согласия родителей. На вечеринке присутствовало одинаковое число барышень и кавалеров. Из угощений были только конфеты для девиц. Всю ночь барышни и их ухажеры веселились, пели романсы под гитару, танцевали. В годы начала советской власти рождественские праздники были запрещены. Комсомольцы даже проводили образцово-показательные похороны ёлки. Наряженную ёлку клали в гроб и носили по улицам. Но горожане, помня праздник, ставили ёлочки тайно, а если не удавалось раздобыть ёлку - наряжали фикус.
Потом праздник к нам вернулся, но традиции прошлого уже начинали забываться…


Lena Rudenko и "Серебряный век русской культуры"



Другие статьи в литературном дневнике: