Литературная копродукция

Владимир Падейский: литературный дневник

Уважаемые коллеги! Восстанавливая справедливость, смею предложить вашему вниманию оригинальный текст композиции нашего незабвенного Владимира Семёновича Высоцкого «О фатальных датах и цифрах», написанного в творческом союзе с Владимиром Падейским. К сожаленю, у авторов в процессе написания возникли творческие разногласия по поводу стихотворного размера: В. Падейский ратовал за хорей, Высоцкий же склонялся к ямбу, количество стоп также разнилось: В.Падейский отстаивал лаконичный стиль – пятистопный хорей, – Высоцкий же, одновременно работая ещё и над «Балладой о гипсе», зациклился на семистопном ямбе, поскольку тот лучше ложился на его музыкальное решение. В конце концов, В. Падейский уступил мэтру и скорректировал свои катрены, но Семёновичу уже было некогда их учить – на завтра было запланировано его выступление и ему не хотелось выглядеть перед аудиторией незадачливым школьником, не выучившим урок , – и куплеты коллеги пошли в стол. Но сегодня нам посчастливилось их отыскать и мы предлагаем вам полную версию этой песни. Катрены Владимира Падейского выделены квадратнвми скобками.


Владимир Высоцкий

«О фатальных датах и цифрах, поэтам и кликушам» ,
,1971 г.


Кто кончил жизнь трагически, тот — истинный поэт,
А если в точный срок, так — в полной мере:
На цифре 26 один шагнул под пистолет,
Другой же — в петлю слазил в «Англетере».


[ А Мандельштам Овидий, (Вознесенский) и Вийон –
(Те) завершили жизнь свою в опале
За (дерзкий свой) характер – (вовсе) не за игры слов,
(А) заодно Ахматову достали.]


А в тридцать три Христу — он был поэт, он говорил:
«Да не убий!» Убьешь — везде найду, мол.
Но — гвозди ему в руки, чтоб чего не сотворил,
И гвозди в лоб, чтоб ни о чем не думал.


[ (А.)Ярославский, Лорка, (Нарбут, Бруни), Гумилёв –
(Те) без суда смогли дождаться пули,
(Не) перейдя (стоически) моральный Рубикон,
Враги (силОм) их так и не согнули. ]


С меня при цифре 37 в момент слетает хмель, —
Вот и сейчас — как холодом подуло:
Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль
И Маяковский лег виском на дуло.


Задержимся на цифре 37! Коварен бог —
Ребром вопрос поставил: или — или!
На этом рубеже легли и Байрон, и Рембо, —
А нынешние — как-то проскочили.


[ (Но в оголтелой) стае подхалимов и кликуш
Част(енько) выручал поэтов гений:
(Так) отхватил Державин (самодержцу) одой куш,
(А) Маяковский вылез с сагой «Ленин». ]


Дуэль не состоялась или перенесена,
А в тридцать три распяли, но не сильно,
А в тридцать семь — не кровь, да что там кровь! — и седина
Испачкала виски не так обильно.


Слабо стреляться?! В пятки, мол, давно ушла душа?!
Терпенье, психопаты и кликуши!
Поэты ходят пятками по лезвию ножа
И режут в кровь свои босые души!


На слово «длинношеее» в конце пришлось три «е».
«Укоротить поэта!» — вывод ясен.
И нож в него — но счастлив он висеть на острие,
Зарезанный за то, что был опасен!


[ (Но) всех поэтов (нам, конечно,) трудно перечесть,
(Всех,) коммунизм пиаривших Советам,
Все (ленинцы)- марксисты (просто) обожали лесть,
Вручая ордена (конъюнкт-)поэтам. ]


[ (У власти) в наше время есть заказ (теперь) иной,
(Но) не всегда поэзия всесильна.
(“Народной“) этой власти (стало) по душе кино:
(Ведь) пропаганду проще вставить в фильмы! ]


[ (И) оттого приемлем тут (практический) совет:
(Да,) пусть давно поэзия в прогаре,
Исчезла (гордо-выспренняя) статусность – «поэт»,
(Одна) в душе обязанность – стихарить! ]


Жалею вас, приверженцы фатальных дат и цифр, —
Томитесь, как наложницы в гареме!
Срок жизни увеличился — и, может быть, концы
Поэтов отодвинулись на время!


С приветом к аудитории и автору,


Виталий Иванов -Рохлин



Другие статьи в литературном дневнике: