Мемуары Феликса Юсупова

Екатерина Истоомина 2: литературный дневник

На несколько дней получила в руки эту книгу. Насладилась запойным чтением, как в молодые годы. Чтобы сохранить в памяти недоступное,
выписала из книги близкое моему сегодняшнему духовному состоянию.


Князь Феликс Юсупов. Мемуары в двух книгах. До изгнания 1887-1919. В изгнании.
Захаров, М, 2001


«Основателем нашей семьи назван в семейных архивах некто Абубекир Бен Райок, потомок пророка Али, племянника Магомета. Титулы нашего предка, мусульманского владыки –Эмир эль Омра, Князь Князей, Султан Султанов и Великий Хан. В его руках была вся политическая и религиозная власть. Его потомки правили также в Египте, Дамаске, Антиохии и Константинополе. Иные покоятся в Мекке близ знаменитого камня Каабы.


Один из них, именем Термес, ушел из Аравии к Азовскому и Каспийскому морям. Захватил он обширные территории от Дона до Урала, где образовалась впоследствии Ногайская орда. В 14 веке потомок Термеса Эдигей Магнит, слывший великим стратегом, бил хана-изменника Кыпчака, а потом ушел к Черному морю, где основал Крымскую орду, иначе, Крымское ханство. Умер он в глубокой старости. Наследники переругались и перерезали друг друга.


В конце 15 века его правнук Муса-Мурза, владыка мощной Нагайской орды и союзник Великого князя Ивана Третьего, захватил и разрушил Кыпчаково ханство, мятежную часть Золотой орды. Сын Мусы, Хан Юсуф – один из самых сильных и умных правителей того времени. Иван Грозный, чьим союзником он был 20 лет, почитал Ногайскую орду государством, а его самого – государем».


Далее автор подробно записывает историю рода до своего рождения 24 марта 1887 года. Его судьба тесно сплетена с историей последних лет дома Романовых. Огромное духовное влияние на него оказала сестра последней императрицы, княгиня Елизавета Федоровна, жена Московского генерал-губернатора.

«Я был безмерно благодарен великой княгине за то, что поняла мое отчаянье и умела направить меня к новой жизни. Однако мучился, что она не знает обо мне всего и считает меня лучше, чем есть я. Однажды я рассказал ей о своих похождениях. Она улыбнулась:


«Успокойся, я знаю о тебе гораздо больше, чем ты думаешь. Потому-то и позвала тебя. Способный на многое дурное способен и на многое доброе, ели найдет верный путь. И великий грех не больше искреннего покаяния. Помни, что грешит более души рассудок, а душа может остаться чистой и в грешной плоти. Я уверена, что с помощью Божией придумаю что-нибудь. Как бы ни испытывал нас Господь, если сохраним веру и будем молиться, найдем силы выдержать.

…В том счастье, что не отнимут ни люди, ни события. В вере, в духовной жизни, в самом себе. Сделай счастливыми ближних и сам станешь счастливым. …Испытания показали тебе, что жизнь – не забава. Подумай, сколько добра ты можешь сделать. И сколько зла причинить. Я много молилась за тебя. Надеюсь, Господь внял и поможет тебе.


…Останешься в миру, и в миру будешь любить и помогать ближнему. И ответа слушай только от Самого Христа. Христос обращается ко всему лучшему, что есть в душе. Христос зажигает в ней огонь милосердия».


«Я понял, что всякое доброе дело следует делать от сердца, но скромно и самоотреченно, и живой тому пример – великая княгиня. …Перестав чваниться богатством и дорожить властью, какую дает богатство, я обрел истинное сокровище – свободу духовную».


«Чтение философов разочаровало меня. Пустые умствования опасны. Они сушат сердце. Ничего не давали, ни теория, звавшая к топору, ни гордыня, не уважавшая тайну. Но и церковь не отвечала на вопрос. В созерцании звездного неба находил я более успокоения, нежели в человеческой мудрости».


«Высшая мудрость – слушаться Создателя. В простой, безоглядной и нерассуждающей вере я обрел подлинное счастье: мир и равновесие душевные. Я ведь не святой угодник. И даже человек не церковный, не примерный христианин. Но знаю я, что Бог есть, и того мне довольно. Просить Его, ни о чем не прошу но, что дает, за то Ему благодарен. А счастье ли, горе – всё к лучшему. …А все ж еще мечтаю о времени, которое, верно, для меня не придет, и которое называю: «После изгнания».
Сентябрь 1953 г.


В эмиграции многие из соотечественников, неимущих и несчастных, вечно пользовались неистощимой добротой семьи Феликса Юсупова. Постепенно князь отошел от светской суеты и последние годы жил у себя на улице Пьер-Грен. Умер он в 1967 году. Его внучка Ксения, одна-единственная побывала на родине своих предков, в подмосковном Архангельском.
Все Юсуповы похоронены на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.10.2019. Мемуары Феликса Юсупова