Ещё разок... прежняя статья испарилась

Николай Чечёткин: литературный дневник

Страсти по велосипеду
Николай Чечёткин: литературный дневник
10.12.2014 | Кулибин из Дубны.Газета Площадь Мира.


Что общего между вечным двигателем и велосипедом? Общественное сознание! В нем прочно, хоть и по диаметрально противоположным причинам, закрепилось понятие невозможности изобретения ни того, ни другого, и оно способно приклеить ярлык как минимум чудака любому покусившемуся на незыблемость этих понятий.


Кто же не знает – вечный двигатель невозможен принципиально, а велосипед, наоборот, давно изобретен, идея двигателя на ножной тяге доведена до совершенства, и дальнейшие усилия – безнадежное начинание, только трата времени и сил. (Что, впрочем, не уменьшает числа охотников максимально разнообразить его функции и внешний вид. И сейчас тысячами выпускаются эти двигатели на ножной тяге в горном и гоночном вариантах, на подходе "пляжная" модификация, есть фирмы, использующие в конструкции бамбук, дерево, - об этом читайте на соседней странице.)


Но тем не менее рационализаторская мысль работает, в основном, правда, в направлении облегчения конструкции, увеличения скорости, повышения комфортности. И где, как не в наукограде, ей зрить в корень? Дубнинец последние несколько лет, Николай Чечеткин замахнулся на самое святое - точку опоры приложения мускульной силы этого двигателя на ножной тяге. Помните Архимеда с его "Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир"? Не ставя перед собой таких глобальных задач, Чечеткин тем не менее изобрёл и запатентовал (и это уже третий патент в "велосипедной" области) новую форму шатуна - в его приводе нет оси - и изменил точку приложения силы при педалировании. Эта многоступенчатая передача, по его мнению, позволяет обойти мировых лидеров велостроения, поскольку, по предварительному подсчёту, КПД нового привода (по очень скромным оценкам!) будет выше на 10 -
15 %, чем у современных аналогов.


То есть как бы ни разнились, в том числе по цене, гоночные, горные велосипеды, общее у них одно – везде надо жать на педали примерно одинаково. А вот изобретенная Чечеткиным новинка снижает эти затраты на вышеприведенные проценты, что позволяет расширить круг потенциальных пользователей этого одного из и без того самых эффективных – по затраченной энергии – транспортных средств в мире.


Расширяется и область применения велосипедов новых типов. Они могут быть не только прогулочными, спортивными, для велотуризма, но и грузовыми, причем и для пожилых людей, с колясками для инвалидов… Есть возможность применения аналогов изобретенного привода для туризма и отдыха на воде. В зависимости от назначения возможны существенные изменения в дизайне велосипеда - за счёт разнообразия форм рамы, новых материалов.


Будущие производители по достоинству оценят существенный фактор экономии - уменьшение количества деталей в конструкции: вместо двух шатунов, двух подшипников и оси - один шатун, один подшипник, уменьшение затрат при сборке и ремонте велосипеда (сборка на болтах).


Шатун представляет из себя всего один элемент, что значительно упрощает конструкцию велопривода и уменьшает стоимость материала при его изготовлении. Изготовить его можно из листа стали методом штамповки, но для опытного образца была приварена просто стальная пластина, эстетика которой подлежит корректировке. Детские велоприводы могут быть выполнены из пластмассы – там нагрузки не очень велики.


- В этой модели я применил ведущую шестерню в 54 зуба (изначально на этом велосипеде была шестерня в 48 зубьев), то есть увеличил диаметр шестерни, поскольку, если бы я использовал прежнюю систему шатунов, крутить педали мне было бы труднее, - объясняет Николай Анатольевич Чечеткин. - Но при собственном немалом весе я совершенно без излишних усилий еду по улице… При дальнейшем увеличении диаметра ведущей шестерни до 64 зубьев нагрузка при педалировании возрастет совсем незначительно, а может, и не возрастёт - форма шатуна и приложение усилия дает значительный эффект.


На первом опытном образце Николай Чечеткин уже всю осень "рассекает" по Дубне к немалому удивлению прохожих и "проезжих". Все-таки 120-килограммовый всадник даже в таком велосипедном городе, каким его помнят дубнинские старожилы, нечасто может встретиться, а уж с невиданными чудесами в области педалей - и подавно. Желающие опробовать новинку соседи отмечали большее удобство вращения педалями, интересовались судьбой полезной модели.


– Это первый вариант, - поясняет Николай Анатольевич, - пока несовершенный, следующие образцы привода будут в три-четыре раза легче по весу и гораздо изящнее. А наиболее продвинутый велосипедист сам сможет изготовить себе шатун из любого материала и любой формы – из карбона, полоски титана, что было совершенно невозможно в стандартных моделях.


- А вот судьба новинки под вопросом… - продолжает автор. - Мне кажется, довести ее до покупателя ещё труднее, чем изобрести сам велосипед. Несмотря на кардинальный разворот общественного устройства, вроде обещающий более оптимистичные перспективы инициативам, творчеству, путь от идеи до "прилавка" по-прежнему нелегок. Да, патент получен, и даже не один. Кстати, каждый из них автор оплачивает самостоятельно, и немалую сумму, причем каждый год. И так до тех пор, пока не найдется спонсор, компаньон или инвестор-бизнесмен (а производственников среди них пока кот наплакал), кто увидит в предложении экономический эффект.


Пока такой родится, Николай Чечеткин обращает внимание руководителей больших предприятий оборонной промышленности в Дубне (которых, кстати, обязывают наладить выпуск товаров народного потребления, но которые могут сходу отмести идею расширить производство за счет, по их предполагаемому мнению, "непрофильных" велосипедов): можно наладить производство одного только велопривода, самого "педального узла", и поставлять на велозаводы – хоть у нас, хоть за рубежом. Да и просто в магазины – для собственноручной установки владельцами на уже имеющиеся в хозяйстве велосипеды (новый привод несложно установить на раму – были бы навыки в сварке).


Современные большие предприятия, какие в Дубне есть, могут выпускать сотни тысяч компактных велоприводов. Велосипедов, кстати, в мире вдвое больше, чем автомобилей, ежегодно их пускается 100 миллионов…Так что эта продукция будет востребована, и не только в нашей стране.


- Мой привод позволит вернуться к прежнему диаметру колес велосипеда. Для чего это надо? Сегодняшняя тенденция велостроения направлена на уменьшение диаметра колеса для уменьшения усилий при езде, но это по асфальту… Россия – это не крошечная Голландия, да и в Азии дорожки тоже далеко не все гладкие. Большой диаметр колеса более комфортен на пересеченной местности, именно поэтому наши старые "Уралы" и "Спутники" так любимы народом.


Предварительные расчеты показывают невысокие затраты на производство при хорошем профите: хватит 200 - 500 тыс.рублей, чтобы потом получать сотни миллионов. Но для начала нужен промышленный образец, инженерная разработка, в том числе технологии производства.


Интересно, что идея изменить принцип велопривода пришла… в процессе написания фантастического романа. Своего героя автор – тот же наш дубнинский Кулибин Николай Чечеткин – решил спасать каким-то уникальным способом. И решил эту миссию возложить на самый непопулярный в фантастическом жанре вид транспорта.Так что велосипед практически был изобретен дважды.


Есть в области изобретений и такое понятие, как "престиж страны". Мало ли в нашей истории упущенных приоритетов? Может, не стоит наступать на грабли, и оставить "русский велосипед" в России? Ведь если автор не найдет отклика в своей стране, не попробует ли поискать инвестора в Китае?


Думается, Дубна для производства новинки – самое подходящее место. И идея самая передовая, что наукограду "к лицу", и бренд велосипедного города тут кстати, и производственная база имеется. А уж как туристы, наплыв которых планируется в самое ближайшее время, будут рады прокатиться для знакомства с городом на таком арендованном новшестве! В Москве такие прогулки, правда, на трехколесных велосипедах, пользуются популярностью, особенно среди пенсионеров, уже лет 5…


Ну что, Дубна, удивим мир новым велосипедом?


Светлана Колпакова
Уже гораздо лучше,чем в телевизионном репортаже.....



Другие статьи в литературном дневнике: