Итак, вторая суббота, ситуация не изменилась. Не писала ничего, и не слишком-то хочется. Такое ощущение, что моя муза улетела в отпуск куда-нибудь на Гоа, и осталась там жить. Винить ее не буду. Наверное, я и сама бы так поступила на ее месте.
Я ведь не только не писала, но и не читала ничего. И фильмов не смотрела, во всяком случае, таких, о которых следовало бы поговорить.
Зато я съездила в командировку в Москву. А вот там я была на представлении Заркана цирка Дю Солей. Конечно, к литературному творчеству это отношения не имеет, но вот к творчеству вообще – еще как. Не буду говорить о гимнастах и акробатах – они хорошо делали свою работу. Но убери антураж вокруг них, и Дю Солей превратится в просто цирк. Не плохой и не хороший. Цирк и все тут. Не о чем было бы говорить, не будь сценаристы, режиссеры и постановщики гениями. Я не знаю, кто придумывает там идеи, кто реализует замыслы. Я не особо-то хочу это знать. Но я стоя готова аплодировать тем, в чьих головах рождаются странные, на грани сумасшествия идеи шоу.
На представлении мой бедный разум сопротивлялся первые двадцать минут, а потом отключился, позволив мне все просто воспринимать, не раздумывая.
Как обычно строится представление – есть некая центральная фигура, к которой приковано основное внимание, а остальное (остальные) – всего лишь антураж, позволяющий поддерживать впечатление, которое силится создать главный герой. В Заркане не так. Стоит чуть перевести взгляд от группы акробатов, и ты видишь человека, идущего по потолку, женщину, вырастающую у тебя над головой из цветка, людей, вдруг повисающих на веревках подобно ягодам на ветках. Трудно уследить, откуда что появляется. Невозможно понять, кто, почему и зачем делает что-то на сцене.
Думать не стоит. Думать – противопоказано. Размышляя, выныриваешь из волшебства.
При этом, как ни странно это прозвучит, я не была в восторге. Мне понравилось. Но мне чего-то не хватило. Не знаю – чего. Возможно, я слишком избалована. В моей жизни хватало впечатлений, и шкурка, окружающая душу, задубела. Ее трудно пробить.
Но смотреть шоу было комфортно, приятно, и да, повторюсь, волшебно.
А теперь я думаю о том, что, возможно, стараясь придерживаться при создании литературных произведений определенных правил, касающихся компоновки глав, развития событий, логичности действий героев, мы теряем магию. Мы стараемся воздействовать лишь на разум, а это неправильно. Или не совсем правильно. Или правильно, но можно идти другим путем.
Я говорила раньше, правда, всего лишь в рецензиях, что люблю, когда литературное произведение оставляет после себя послевкусие, когда сам не понимаешь, почему вдруг слова, написанные на бумаге (прочитанные с экрана), слова, которые должны воздействовать на разум, вместо этого затрагивают чувства напрямую. Слова порождают эмоции, и даже тело порою странно реагирует на прочитанное (ну нет, я не о порнографии) – пальцы подрагивают, уши горят, глаза слезятся.
Может быть, следует стараться писать именно так?
Не знаю. Но будет очень интересно попробовать.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.