***

Марина Добрынина: литературный дневник

Итак, вторая суббота, ситуация не изменилась. Не писала ничего, и не слишком-то хочется. Такое ощущение, что моя муза улетела в отпуск куда-нибудь на Гоа, и осталась там жить. Винить ее не буду. Наверное, я и сама бы так поступила на ее месте.
Я ведь не только не писала, но и не читала ничего. И фильмов не смотрела, во всяком случае, таких, о которых следовало бы поговорить.
Зато я съездила в командировку в Москву. А вот там я была на представлении Заркана цирка Дю Солей. Конечно, к литературному творчеству это отношения не имеет, но вот к творчеству вообще – еще как. Не буду говорить о гимнастах и акробатах – они хорошо делали свою работу. Но убери антураж вокруг них, и Дю Солей превратится в просто цирк. Не плохой и не хороший. Цирк и все тут. Не о чем было бы говорить, не будь сценаристы, режиссеры и постановщики гениями. Я не знаю, кто придумывает там идеи, кто реализует замыслы. Я не особо-то хочу это знать. Но я стоя готова аплодировать тем, в чьих головах рождаются странные, на грани сумасшествия идеи шоу.
На представлении мой бедный разум сопротивлялся первые двадцать минут, а потом отключился, позволив мне все просто воспринимать, не раздумывая.
Как обычно строится представление – есть некая центральная фигура, к которой приковано основное внимание, а остальное (остальные) – всего лишь антураж, позволяющий поддерживать впечатление, которое силится создать главный герой. В Заркане не так. Стоит чуть перевести взгляд от группы акробатов, и ты видишь человека, идущего по потолку, женщину, вырастающую у тебя над головой из цветка, людей, вдруг повисающих на веревках подобно ягодам на ветках. Трудно уследить, откуда что появляется. Невозможно понять, кто, почему и зачем делает что-то на сцене.
Думать не стоит. Думать – противопоказано. Размышляя, выныриваешь из волшебства.
При этом, как ни странно это прозвучит, я не была в восторге. Мне понравилось. Но мне чего-то не хватило. Не знаю – чего. Возможно, я слишком избалована. В моей жизни хватало впечатлений, и шкурка, окружающая душу, задубела. Ее трудно пробить.
Но смотреть шоу было комфортно, приятно, и да, повторюсь, волшебно.
А теперь я думаю о том, что, возможно, стараясь придерживаться при создании литературных произведений определенных правил, касающихся компоновки глав, развития событий, логичности действий героев, мы теряем магию. Мы стараемся воздействовать лишь на разум, а это неправильно. Или не совсем правильно. Или правильно, но можно идти другим путем.
Я говорила раньше, правда, всего лишь в рецензиях, что люблю, когда литературное произведение оставляет после себя послевкусие, когда сам не понимаешь, почему вдруг слова, написанные на бумаге (прочитанные с экрана), слова, которые должны воздействовать на разум, вместо этого затрагивают чувства напрямую. Слова порождают эмоции, и даже тело порою странно реагирует на прочитанное (ну нет, я не о порнографии) – пальцы подрагивают, уши горят, глаза слезятся.
Может быть, следует стараться писать именно так?
Не знаю. Но будет очень интересно попробовать.


До свидания



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.03.2012. ***
  • 24.03.2012. ***