Еще лицейская гадкавщина

Cyberbond: литературный дневник

Маруся Климова пишет, будто Тедд Достоевски привил русским мазохизм, - нет, в виде формулы иррациональной его выразил Алекс Пушкинд в письме онанисту (импотяге? гею?..) Чаадаеву. Типа меня каждую минуту ****ят и опускают, и оскорбляют, но я не желаю, дескать, иметь другого языка, народа и истории, какими бог нам их дал. В другом месте Пушкинд говорил, что французам свойственно простодушие, а русским недоброжелательство и умение и ЛЮБОВЬ уязвить словесно. Еще в одном месте он писал, что роскошь русский язык – все в нем и им должно делать. Но пластическая изощренность и безбереговость русского языка может обозначать и отсутствие смысловых доминант, некоего смыслового костяка, который есть следствие исторического опыта (положительно усвоенного) и выраженного зрелого личностного начала в культуре. Таким образом, эта формальная пластичность не есть ли следствие его смысловой инфантильности и аморфности?
Пушкин с его порывом к гармонии во что бы то ни стало, к норме, быть может, есть главная ошибка русских, главное наше заблуждение. Вся последующая лит-ра от Тютчева до Чехова, от Толстого до Достоевского, от Гоголя до Лескова и Блока в целом, как раз, антипушкинская по духу, — об этом он и сам сказал Гоголю по поводу его «поэмы»: «Боже, как грустна наща Россия!» Посему он и не переводим на языки, - ибо его смыслы и общий вектор не укладывается в то, что для западного читателя есть понятие «русская лит-ра». Он оказывается для них не слишокм русским, а внутри нашей словесноти – именно солнцем. То есть тем, что в нашей галактике одно на всех-про-всех и животорящее, случайное исключение.
Пушкин есть желание быть такими, какими мы никогда не будем.



Другие статьи в литературном дневнике: