По поводу Он в начале рассказа Железное сердце.

Даниил Побединский: литературный дневник

Я часто стал получать замечания по поводу этого местоимения и его употребления. Поэтому я считаю нужным посветить читателей в тайну этого режущего глаз буквосочетания. Использование "Он" связано не с тем, что я не знал, как назвать героя, а с тем, что по-другому его просто нельзя назвать. Это Он, фактически, имеет тот же смысл как и "Я" в психологии. При этом оно не несет в себе никаких признаков, свойств или характеристик героя. Если вчитаться повнимательнее в начало рассказа, мы отметим, что не имеем совершенно никакого представления о герое. Он просто оболочка, безымянный футляр, чистое сознание. Герой не использует сложных эмоций и не размышляет, Он просто есть, что-то делает. Он похож на безымянную зверюшку. Почему я не мог назвать его как-то по-другому, дать ему имя, прозвище, какой-то другой опознавательный признак? Может вы мне подскажите, но я не знаю такого слова, которое одновременно бы что-то называло, но и при этом ничего не рассказывало об этом. В своем "Он" я изобразил что-то абстрактное, что-то вроде сознания, которое еще не стало личностью. Ведь даже по сюжету, герой начинает обретать характер, становится личностью только после встречи с Робертом Оллфордом, который поднимает со дна, казалось бы, чистой души героя его память. А ведь наш характер во многом состоит из памяти. Тогда-то с памятью "Он" и получает имя. Он становится чем-то, обретает свойства. Если я опять же назову героя как-то раньше, то это вызовет непроизвольные ассоциации в мозгу читателя, он сразу начнет рисовать то, чего на самом деле еще нет. Начнет давать свойства предмету, не имеющему их. Это разрушит атмосферу тайны и загадки всего повествования.
Порой даже самые маленькие и неприметные детали могут нести в себе некий смысл. Будьте внимательнее, и перед вами откроется совершенно другой, хоть и не очевидный, мир.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 19.10.2015. По поводу Он в начале рассказа Железное сердце.