Змеевик

Александр Мраков: литературный дневник

В давние времена, часто природное сплеталось воедино с мифопоэтическим, а без этой простой и народной веры никто не приступал и к работе.


Так, для молодого рудознатца или горного рабочего очень важным мастерством было различать породы. Везде были свои приемы, но, прежде чем выискивать наиболее неприметные и редкие камни, нужно было понять само горное дело.
Известно, что на Урале горные рабочие называли себя «заводские», образуя интересный субэтнический конгломерат, протянувшийся по всему Уральскому Хребту. Здесь отголоски давних позабытых преданий вспыхивали с новой силой, вплетая горными жилами новое, но такое же таинственное и волшебное, сохраненное народными сказителями и писателями.


Хранительницей заветных камней была Хозяйка Медной Горы, являющаяся приглянувшемуся рабочему или мастеру, показывая ему рудоносные жилы, россыпи драгоценных минералов, но и обваливающая своды шахт, и закрывающая выработки невесть откуда взявшимися землетрясениями. Но главным и желанным для любого рудознатца было золото, незримыми нитями протянувшееся внутри старых гор. Эти пути были ходами Великого Полоза, и именно он хранил столь редкий металл, не показывая его никому, но и не скрывая. Кто смог, тот до него и дотянулся. А если кто был в нужде, то и помочь мог, но человеческая жадность часто брала свое, и все меньше и меньше видели заводские да старатели огромные золотые кольца непомерно грузного тулова.


С Золотым полозом связано и еще одно предание. Как обманывает взгляд своей фальшивостью пирит, намекая на золото, так и камень змеевик часто шутил шутки с молодыми старателями, притворяясь малахитом. Считалось, что нередкий и часто показывающийся змеевик – шкура Золотого Полоза, которую он сбрасывает раз в год, образуя целые горы, собранные из этого камня.


Змеевик или серпентин назван так за сходство со змеиной шкурой, зеленовато-желтый, он был идеальным поделочным камнем, кроме того из него делали аптекарские склянки и сосуды, поэтому он вдвойне был связан со змеями, символами врачевания.
Кроме того, змеевик настолько мягок, что из него можно было делать пряжу. Так, на Урале его называли горный лен, или каменная куделя. Чаще всего из получившегося волокнистого материала делают особую асбестовую материю, выдерживающую очень высокие температуры, по народным поверьям сделанную из кожи саламандры. Такой огнеупорный материал не мог не удивлять.



Другие статьи в литературном дневнике: