Последняя дуэль 2021«Последняя дуэль» (2021) Новый фильм Ридли Скотта, при некоторой затянутости, получился довольно искренним, раскрывая в неприглядном, на первый взгляд, сюжете тему чести, достоинства и слова. Как ни странно, большинство увидело в смысле фильма поверхностность поруганной чести дамы и мести неуравновешенного рыцаря. Однако, следует напомнить, что речь идет о XIV веке, когда на самом деле, подобные вещи были менее важны, нежели нарушенные клятвы, обеты, или оскорбление чести. Именно поэтому нам показывается история в трех частях, где каждый из главных героев вправе высказать свое мнение. Это история о последней законной дуэли, санкционированной королем Карлом VI во Франции. Нормандский рыцарь Жан де Карруж и сквайр Жак ле Гри сошлись в смертельном поединке после обвинения последнего в изнасиловании жены де Карружа. На деле мы имеем обработанное художественное произведение профессора литературы Эрика Ягера, в одноименном романе осветившего нравы средневековой Франции. В сюжете есть две полярности. Первое – это происхождение. Благородный рыцарь де Карруж и вышедший из более низкого сословия ле Гри, отсюда презрение первого ко второму. Второе – это образование. Ле Гри самостоятельно добивается расположения сюзерена ввиду своей прозорливости и ума, получая в награду земли, на которые претендовал де Карруж в качестве приданного опального дворянина, предлагающего свою дочь в качестве платы за восстановление положения. Третье – это честь и слово. Слово значит больше дела, именно поэтому важно заметить сколько раз произносится одно и то же прилюдно с должным церемониальным пафосом. Ну, и последнее – это поруганная честь. Зрителю предлагают рассмотреть бюрократический аппарат французского закона, где светская власть часто ниже духовной, и насильник вполне мог избежать наказания, приняв монашеский сан, именно поэтому, испытывающий долю презрения к ле Гри Карруж прибегает к прилюдному обвинению последнего своей женой, что приводит к дуэли, санкционированной самим королем. Изнасилование в данном случае считалось покушением на собственность опекуна дамы, и в случае выявления обмана лгунью ждал бы костер. Но сам абсурд исхода заключался бы в божьем промысле правосудия. В случае гибели защитника, дама становилась бы виновной, и ее участь была бы незавидной. «На все воля божья!» - не пустые слова. Таким образом, мы видим увлекательный образец визуализации культуры повседневности дворянства XIV века. © Copyright: Александр Мраков, 2021.
Другие статьи в литературном дневнике:
|