Православное образование или Паникадило

Иногдаты: литературный дневник

«Как-то мне довелось участвовать в конференции по патриотическому воспитанию старшеклассников. Там присутствовали все замы директоров рязанских школ по воспитательной работе. И после моего выступления возникла дискуссия по поводу ОПК (основы православной культуры. Прим. моё). Пришлось поступить очень неинтеллигентно: зная, что в аудитории присутствует много учителей русского языка и литературы, я процитировал отрывок из произведения Н. С. Лескова: «...дьячок полез зажигать паникадило...» и попросил литераторов объяснить мне, кто такой дьячок и что он полез зажигать? В ответ напряжённое молчание... Да уж, поди объясни...» (с) Иерей Димитрий Фетисов.



Как-то одну выпускницу спросили: сварится ли мясо быстрее, если вода будет сильнее кипеть? Она уверенно ответила, что да, конечно, чем сильнее кипит вода, тем быстрее варится мясо. Выяснилось, что все-таки девушке хорошо известно – температура кипения воды 100 градусов по Цельсию. Но эта информация хороша для сдачи ЕГЭ, а не для приготовления мяса.


Фейнман рассказывал одну байку. Кто-то из молодых коллег спросил его: есть ли какая-то закономерность в кривых линиях лекала (некоторым читателям объясняю – это линейка такая, вся кривая и в загогулинках). Фейнман, обладавший большим чувством юмора, ответил: а как же! Конечно есть – как лекало ни крути, а касательные, проведенные к самой верхней и самой нижней точке лекала всегда будут горизонтальными! И потом хихикая наблюдал, как вся лаборатория крутила лекала, дабы убедиться – о, чудо! Касательные действительно горизонтальны! Вряд ли коллеги Фейнмана не знали, что производная в экстремуме равна нулю, но данная информация в их мозгах никак не связывалась с какими-то реальными вещами – хотя бы с той же лекальной линейкой.


Что уж говорить. Люди, даже окончившие российский ВУЗ часто могут не знать элементарных вещей. Например – что такое логарифм. Нет, они с легкостью пишут зазубренные формулы, где фигурируют и десятичные и натуральные и всякие там логарифмы. Но при этом, если их спросить, во сколько раз рок-группа, развивающая уровень звука в 120 децибел громче будильника, звонящего на 40 децибел, они не задумываясь скажут – в три раза. Все потому, что логарифм для них – это какая-то абстрактная и сама по себе сложно-непонятная штука. Кто-то забыл им в школе втолковать, что это всего лишь показатель степени. Кстати, для заморочившихся сложными вычислениями, на всякий случай скажу, что 120 децибел громче, чем 40 децибел в 10000 раз.


Все это я к тому, что проблема отечественного образования вовсе не в том, что выпускникам не всегда понятны некоторые устаревшие понятия или узко специфические слова вроде «паникадила». Проблема в том, что школа «грузит» информацией, совершенно не привязывая её к реалиям жизни. К положительным моментам можно отнести, что она дает практику социальных отношений – большинству вещей школьники обучаются, общаясь между собой. Напихайте школьные программы еще большим количеством информации – это ничего не прибавит к качеству образования. Научное знание не статично. Можно вызубрить учебники, но это ничего не даст, если прекратить УЧИТЬСЯ. Поэтому уровень образованности следует определять не количеством зазубренных догм, дат, формул и постулатов, а степенью владения главным образовательным навыком – умением находить и систематизировать информацию.


Кстати, аналогичный предмет был изъят из американских школ в 1962 году, по причине того, что он дискриминирует атеистов. В Штатах рассудили так – хотите учить своих детей основам вашей веры – ведите их в воскресную школу своего прихода, а в общеобразовательной школе такому предмету не место. Право аномально-религиозных родителей решать за своих детей столь специфический вопрос никто сомнению не подверг. Но откуда у них право решать за чужих?



Другие статьи в литературном дневнике: